НОВЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР НАЧНЕТСЯ ИЗ ОТЧУЖДЕНИЯ ОЛИГАРХАТА И ЕГО ОБСЛУГИ ОТ “КОРМУШКИ”
Накануне президентских и парламентских выборов-2019-го председатель “Батькивщины” Юлия Тимошенко и лидер партии “Основа” Сергей Тарута заговорили о новом общественном договоре. Звучит красиво и интригующе. Но о чем говорится в действительности?
Необходимость заключения нового общественного договора, которая стала в околополитических кругах своеобразной мантрой, идеей фикс, является чрезвычайно важным и актуальным аспектом украинской современности. Без него не будет ни государства, ни общества, ни экономики. По крайней мере в современных цивилизационных проявлениях.
Хорошо сформулировал философ Сергей Дацюк: “Есть такая схема общественного договора: цивилизационные направления элиты, культурные контракты групп элиты с социальными, пакт элит, система доверия между элитой и обществом, публичное решение, зачем обществу быть вместе, конституция, международная легитимность правящего класса, общества, их конституции. Все эти элементы и составляют то, что обычно называется общественным договором. При этом только некоторые из них попадают в Конституцию в виде ценностей”.
Общественный договор не сводится к новой Конституции
Следовательно, общественный договор не сводится к новой Конституции. Пример – чуть ли не самый демократичный Основной закон 1936-го. И тоталитарный ужас, который творился под его прикрытием.
Современный общественный договор представляет собой набор обязательств, прав, ценностей, стандартов в главных сферах для тех, кто его заключил. Он подразумевает согласие свободных индивидов о создании и переформатировании государственной или общественной системы, делегируя ему часть своих свобод и суверенитета.
В то же время общественный договор может быть эффективным лишь когда те, что его укладывают, относятся друг к другу как к равным и преследуют единственную объединяющую всех цель.
С этим у нас проблемы. Украинские чиновники рассматривают политико-исторический процесс и сам общественный договор в нем как нарратив и эмерджент (новое качество, явление, которое рождается как бы из ничего и внезапно, без видимых условий и причин. – gazeta.ua). Вполне по Ги Дебору, автору “Общества спектакля”, который показал: современные средства массовой информации способны замещать в атомизированном человеке знания, полученные из реального исторического опыта, искусственно сконструированными. И у человека появляется убеждение, что главное в жизни – видимость, а сама общественная жизнь – спектакль.
Один пакет спектакля затирает другой и у членов общества возникает ощущение псевдоцикличного времени и вечного настоящего. Оно достигается с помощью бесконечной череды сообщений, движущихся по кругу – от одной банальности к другой. Но представлены со страстью, будто речь идет о важнейших событиях.
Сначала общественное мнение оказывается неспособным заставить себя услышать, а вскоре – не в состоянии сформироваться
Другой характеристикой общества спектакля, по Ги Дебору, является обман без ответа. В результате его повторения исчезает общественное мнение. Сначала оно оказывается неспособным заставить себя услышать, а вскоре – не в состоянии сформироваться.
Украинский общественный договор изначально был ненастоящим – навязанным сговором элит, то есть имитацией. Также и в смысле отсутствия процессов и процедур самоподдержания, которые присущи классическому общественному договору западных сообществ.
Самое короткое изложение общественного договора, де-факто навязанного украинскому обществу “элитами”, можно сформулировать так: мы делаем, что захотим, а вы также – делаете, что мы захотим.
Имеем тотальное ограбление Украины в пользу “элит”, обнищание граждан, уничтожение экономики, культуры, науки, деградацию моральных норм и инфраструктуры
Результат: помимо ряда общественно-политических спектаклей, имеем тотальное ограбление Украины в пользу “элит”, обнищание граждан, уничтожение экономики, культуры, науки, деградацию моральных норм и инфраструктуры. Властные элиты не относятся к обществу и гражданам как к равным и не преследуют единую с ними цель. Если не изменить это обстоятельство, не будет ни какого общественного договора.
Есть немало примеров успешной реализации общественных договоров: в Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Франции, Японии, Сингапуре.
В США конституция выступает в качестве активного социального контракта, который выполняется. Его главная идея – социальное обеспечение. Причем взаимные обязательства и поддержка, которые являются основой общественного договора, стали также основами республиканской формы правления и институтов гражданского общества.
Иными словами, социальный контракт элит с народом сводится к идее, что государство существует для того, чтобы служить воле народа, который является источником всей политической власти, которой пользуется государство. Люди могут выбрать, переизбрать или продолжить деятельность этой власти. Главное в том, что концепция общественного договора является одной из основ американской политической системы, а “социальный контракт” – основа американской демократии.
Понятие свободы – центральный аспект политического самоопределения в Штатах. На отцов-основателей США в значительной степени повлияли идеи английского философа и политического мыслителя Джона Локка. В работе “Два трактата о государственном правлении” он доказывал: согласно естественному праву, все люди имеют право на жизнь, свободу и имущество. Кроме того, в рамках социального контракта могут восстать против действий правительства, если бы оно выступало против интересов граждан, и заменить его.
В Украине до сих пор нет полноценного гражданского общества. Это делает невозможным контроль и привлечение к ответственности представителей правящего класса, которые не только далеки от требований времени, но и стали тормозом в продвижении государства к стандартам западной цивилизации.
Следовательно – политический процесс в Украине зашел в тупик. На языке нелинейной динамики, ситуация – передфуркационная. То есть система созрела для скачкообразного перехода в качественно новую модель. К тому, чтобы пережить “катастрофу” (внезапный ответ системы на медленное изменение внешних условий. Может означать творческие, конструктивные процессы. – gazeta.ua).
Политический процесс в Украине зашел в тупик
Однако не обязательно этот переход будет в пользу украинскому обществу. Особенно, если оно недостаточно активно будет “толкать” расшатанную общественно-политическую систему в сторону перспективной постфуркационной модели. Следует учитывать, что как раз при переходе можно незначительными усилиями достичь больших результатов – тому, кто знает и умеет влиять на параметры фуркации.
Сегодня те, кто руководят страной, прикрываясь подтвержденной на выборах легитимностью, действуют в интересах собственных, а не общества. Используя представительную модель демократии как прикрытие, постсоветская номенклатура выстроила за этим фасадом олигархическую по сути систему. Она функционирует исключительно в интересах правящей верхушки.
Государства создавали выдающиеся личности, которые не обязательно были моральными и толерантными. О чем население могло узнать, попав к ним в полную зависимость, с которой потом трудно было вырваться. В новейшие времена власть смогла приобрести камуфляжный лоск цивилизованности и стала более эффективной, используя достижения технического прогресса. Но практически теми же методами контролирует народ, делегировавший право управлять от его имени в обмен на защиту своих интересов и прав.
Какой общественный договор способен помочь украинцам сделать рывок в будущее?
Первое, что нужно сделать – демонтировать выстроенное в стране негласное кастовое разделение общества. Несмотря на то, что Конституция якобы гарантирует для украинцев права и возможности, которые являются одними из крупнейших среди государств мира, они очень “специфически” реализуются в действительности.
Если бы вся современная отечественная реальность была прописана в Конституции, то в ней должно быть узаконено разделение общества на касты. Политическая верхушка и олигархи составляют касту неприкасаемых. Они находятся в отдельном от остальной части общества мире. Живут по номенклатурным правилам, а остальные законы на них не распространяются.
Далее идет каста силовиков, высших чинов спецслужб, полиции, прокуроров и судей. У них тоже – свои негласные правила.
Все остальные записаны в касту плебса. Имеют только обязанности. Воспользоваться декларируемыми в Конституции правами не могут, поскольку не существует механизмов их выполнения.
Политическая верхушка и олигархи составляют касту неприкасаемых. Далее идет каста силовиков. Все остальные записаны в касту плебса
Поэтому необходимо правовыми методами изменить ситуацию в стране так, чтобы начал действовать механизм отчуждения олигархата и его обслуги от системной “кормушки”. Соблюдение законов должно стать нормой для всех без исключений. А неотвратимость наказания за преступления – это главное, что позволит изменить жизнь рядовых украинцев к лучшему.
В 2019 году Украина войдет в совершенно новую эпоху. Речь идет о закрытии проекта, который существовал с 1991-го. Происходило первоначальное накопление и разграбление общественного богатства, упрощение культуры, науки, образования. Сейчас этот процесс полностью себя исчерпал. Надо переходить в эпоху созидания. Это требует не только принципиально новых проекта и концепций, но и элит и исполнителей. Здесь есть очень серьезный вызов, поскольку сами элиты должны себя и переформатировать, и частично люстрировать. В части элит, их ядре, существует понимание неотвратимости этого процесса. Однако нет представления о глубине и сложности вызова.
Только системные реформы могут изменить Украину. Если стратегические решения вовремя принять и воплотить – новый общественный договор и новый общественный проект можно реализовать в ближайшее время. Если же нет – ресурсы общества уйдут в “гудок” ситуативных информационных поводов. Тогда положение станет критическим. Украина в очередной раз потеряет исторический шанс на достойное европейское будущее.