Решение властей перенаправить деньги из фонда борьбы против коронавируса на ремонт дорог опасно. Экономику страны спасут во время кризиса малый и средний бизнес. Именно их надо поддерживать, а не закапывать деньги в дороги, говорит в интервью Gazeta.ua Алексей Кущ, эксперт по вопросам экономики Института Growford.
Как оцениваете решение властей перенаправить средства из фонда борьбы против коронавируса на ремонт дорог? Это правильное решение?
Абсолютно неправильно. Это алогичная схема финансирования. Строительство дорог и преодоления коронавирусной кризиса похожи друг на друга, как морская свинка к морю.
Что делают страны, экономика которых пострадала от пандемического кризиса? В них создают амортизационные механизмы для малого и среднего бизнеса. Это дотации, которые дают на безвозвратной основе. Это льготные кредиты. Государства создают различные инфраструктурные проекты, которые не имеют отношения к ремонту дорог.
Приведите пример.
В Канаде муниципалитет Онтарио выделил 35 миллиоенов долларов на создание “электронной улицы” для малого и среднего бизнеса. Это электронная платформа, на которой государство оплачивает услуги продажников, которые продвигают продукцию малого и среднего бизнеса. Нанимают, в том числе, выпускников местных университетов. Это и цифровизация и цифровой маркетинг для малого и среднего бизнеса. Налоговые и юридические консультации. Платформа максимально продвигает их продукт до конечного потребителя. Потому что кризис и карантин фактически отрезали его от малого и среднего бизнеса – он в таких условиях не может развиваться.
Такие электронные структурные проекты действительно интересны. В Украине тоже нужно развивать подобную инфраструктуру. Это можно было бы делать на платформе, которую профинансировало бы государство. Необходимо было бы создавать и региональную сеть. Государство может нанимать выпускников экономических, юридических факультетов, которые сейчас идут работать на кассу. А так молодые экономисты и юристы со знанием английского могут помогать бизнесу продвигать его продукт на внутреннем и внешнем рынках.
В Украине ни одному чиновнику это не интересно. Гораздо приятнее осваивать бюджеты, выделяемые на дороги.
Антикоронавирусний фонд сейчас является большим кошельком политических элит, откуда они могут безлимитно брать средства на “проекты”
Но мы слышим совсем другие вещи от политиков. Все якобы готовы спасать малый и средний бизнес.
Наши политические элиты зажаты с разных сторон из-за сокращения “кормовой” базы. Антикоррупционные органы создали систему красных флажков, которые стали своеобразным коридором для политэлит. В них осталось немного направлений, где могут иметь коррупционные ренты. Одним из таких мест является дороги. Это сейчас – одно из незащищенных источников в бюджете, где можно брать деньги и осваивать их. Антикоронавирусний фонд сейчас является большим кошельком политических элит, откуда они могут безлимитно брать средства на “проекты”. Дороги является уникальной площадкой для освоения. Провести аудит и оценить целесообразность затраченных средств невозможно.
Развивать экономику с помощью строительства – это абсурд. Через стимулирование точки в полтора процента экономики мы никогда кризис даже не приостановим. И проблему безработицы это не решит.
Как с пользой тогда расходовать лишние деньги из антикоронавирусного фонда?
Человек не делает ремонт на кухне, если в семейном бюджете кризис. Для экономики гораздо эффективнее было бы потратить средства на поддержку малого и среднего бизнеса. А строительством можно заняться позже.
Международный валютный фонд прогнозирует нам падение ВВП на уровне восьми процентов. Осенью нас ждет масштабный экономический и социальный кризис. В этих условиях закапывать в дороги десятки миллиардов гривен не время. Эти алогичные вещи объясняются тем, что определенным политическим группам интересно осваивать эти средства.
Но деньги выделили не просто на дороги, а на программу “Большая стройка”.
Это очередной фейк. Там фигурируют обещания построить несколько сотен объектов. Цикл строительства друга – это несколько лет. Начать строительство десятков школ и больниц можно сейчас. Но завершится это только через несколько лет. Строительство за несколько месяцев – это изобретение нашего правительства. Полный абсурд. Они возьмут недострои, утеплят детские сады, модернизируют школы – это будет фасадное улучшения.
“Большая стройка” – это симулякр. Его создали для подпитки популярности власти
Во времена Партии регионов была подобная программа.
Это постсоветский механизм создания “потемкинских деревень”. У хорошо окрашенных фасадов перережут ленты, покажут по телевидению, президент откроет амбулаторию – и все это подадут как “большое строительство”. Такой рудимент постсоветского мышления.
Государство сейчас не может быть источником большого строительства, поскольку оно не имеет денег. Семья на ремонт очень долго откладывает сохранения. В государстве разве динамично растет экономика? Или у нас золотой дождь иностранных инвестиций упал? Этого нет. Выпрашиваем в МВФ несколько миллиардов долларов в год – это единственный источник покрытия нашего растущего дефицита бюджета. Делать большое строительство без денег – это еще одно изобретение нынешнего правительства.
Когда у государства нет денег, надо признать, что не будет никакого строительства. Единственный выход – ввести государственно-частные механизмы. Дороги будут хороши, когда будет работать частная концессия крупных магистральных дорог, а государство будет заниматься только по объездным путям. Надо делать так, чтобы бизнесу было выгодно вкладывать деньги в инфраструктуру своего экономического кластера. Такая синергия бизнеса и государства может сработать. А у нас зерно из госрезерва поели мыши.
60 процентов инфраструктуры изношены. Чтобы восстановить все, нужны триллионы гривен. Это несколько наших годовых бюджетов.
Руководство страны это понимает?
У них медийный способ управления страной. Наша нынешняя власть – это полное отсутствие смыслов. Вместо них генерируют медийные эффекты, симулякры. “Большая стройка” – это симулякр. Его создали для подпитки популярности власти. Его будут применять несколько месяцев, потом он лопнет и на его смену придет другой. Так власти планируют продержаться на олимпе несколько лет, осваивая деньги на дороги.
Пик дефицита бюджета ждем осенью. Активную фазу стоит ждать на сентябрь-октябрь
Каких проблем с бюджетом стоит ожидать в ближайшее время?
У нас бюджетообразующий налог – это налог на добавленную стоимость, начисляют на импортные товары. Это в 400 миллиардов гривен. Сейчас не только кризис товаров и услуг, а и кризис потребления. Резко снизился потребительский и инвестиционный спрос. Инвестиционный – это сокращение предприятий, замораживание проектов капитальных инвестиций. Многие люди потеряли работу, столкнулись с сокращением заработной платы. Люди перед кризисом пытаются накопить семейные резервы. Это сокращение потребительского спроса. Соответственно, будет уменьшаться сбор налога на добавленную стоимость. Динамика импорта будет тормозится.
Что это значит?
В лучшем случае у нас не будет положительной динамики роста доходов населения. В худшем – получим сокращение доходов, рабочих, зарплат. Безработица. Будут проблемы с формированием Пенсионного фонда. Трансферт на покрытие его дефицита из бюджета превысит 200 миллиардов гривен. Будут огромные проблемы с местными бюджетами, куда ни будет поступать подоходный налог. Пик дефицита бюджета ждем осенью. Активную фазу стоит ждать на сентябрь-октябрь.
У нас бюджет формируется по принципу: проблемы первого квартала переводят на второй, второго – на третий. Эта снежный ком будет увеличиваться на конец года. Правительство сейчас первым взимает авансовые платежи по налогам из государственных предприятий. Но у них деньги закончатся. И в ноябре-декабре начнется бюджетный коллапс