23 дня осталось до голосования на местных выборах. Комиссии регистрировали кандидатов.
Избирательная кампания де-факто продолжается с середины лета, говорит Gazeta.ua председатель Комитета избирателей Украины Алексей Кошель. Говорим с ним о ходе выборов и вызовах.
Где наиболее интересно проходит кампания?
Местные выборы показали повышенный интерес со стороны известных политиков. Только в Киевсовет баллотируются более 15 бывших народных депутатов. Экснардепы баллотируются даже в небольших городах.
Интерес также связан с тем, что должность городского председателя дает возможность очень быстро построить политическую карьеру. Быстро войти в высшую лигу политики. За последний год появился феномен известных мэров – Тернополь, Ивано-Франковск, Черкассы, Белая Церковь.
Политик может 5 лет отсидеть в парламенте и ему сложно стать известным. А должность мэра дает возможность быстро нарастить политические очки.
Самые интересные, скандальные или наиболее конкурентные кампании проходят в богатых и потенциально богатых громадах. Граничащих с крупными городами. Или курортные громады. Например, в Каролино-Бугазе или Фонтанке возле Одессы используют технологию избирательных туристов – когда намеренно меняют избирательный адрес. Искусственно увеличивают количество избирателей. Технология коррупционная.
В Закарпатской области на выборах всегда была острая борьба. Это связано с контролем местной власти, в том числе вероятно и для контрабандных потоков. Кампании там всегда были криминализированы и затратные. На этих выборах избили одного из потенциальных кандидатов на голову Углянской ОТГ.
Какая предвыборная ситуация в городах-миллионниках?
Города-миллионники стали малоинтересны для партий. Рейтинг “Слуги народа” уменьшается. В больших городах партию власти ждут неприятные сюрпризы. Избиратель пытается переориентироваться на новые политсилы. Поскольку не готов голосовать за “слугу”, старых, ищет заменитель.
Поэтому городские председатели имеют сильные позиции. Они в условиях децентрализации и увеличения местных бюджетов имели возможность себя показать.
Никто из мэров пока не может похвастаться системными капитальными проектами. Никто не может сказать “У нас решен вопрос мусора, строительства мусороперерабатывающих заводов”, “В нашем городе-миллионнике можно беспроблемно пить воду из кранов” или “Мы из одного конца города в другой можем проехать на велосипеде”. Но фактически во всех городах мэры могут смело говорить о том, что инфраструктура улучшена, парки и скверы реконструируют. По крайней мере есть внешние признаки того, что в городах происходят изменения.
Поэтому многие избиратели просто переориентировались на городских председателей, их партийные команды.
Как показывают себя парламентские партии?
Один из ключевых признаков нынешней кампании – полная бессодержательность. Кампания де-факто продолжается в течение 2-3 месяцев. И до сегодняшнего дня проходит в формате общих, красивых фраз. Появилась невероятное количество красивых видеороликов. Но у них мало смысла.
Избирательное законодательство не предусматривает обязательности программ. Никто не акцентирует ни них внимание.
Парламентские партии ведут общенациональную кампанию. Это наиболее удобный для них формат. Такие кампании можно назвать одной фразой – “За все хорошее против всего плохого”. Нам обещают, что небо будет синим, пшеница – золотистая, “мы хотим жить в городе счастливых людей”, “громадах комфортных для жизни”. Но никто не дает ответа на вопрос: а как вы это сделаете? Какое ваше видение? Ответа нет.
А так называемые региональные партии имеют мелочные программы. Не говорят какими громады будут через 5-10 лет. Вместо этого – планы решения точечных проблем.
Никто не дает ответа на вопрос: А как вы это сделаете?
Можете обобщить нарушения на этих выборах?
Пока рано подводить итоги. Регистрация завершилась неделю назад. С тех пор количество нарушений незначительное. Кандидаты только зарегистрировались, открыли счета.
Если говорить обо всем ходе кампании, а она длится с середины лета, проблемы традиционные. Номер один – подкуп.
Голоса избирателей покупали всем. Дорогими наборами дезинфекторов, масками. Покупали пайками.
Были циничные технологии. Когда будущие кандидаты собирали медалистов со всего района, сотни детей и давали им денежные стипендии. 25 октября родители будут “благодарны” и скорее всего проголосуют за таких кандидатов или партии. Родителей покупают через эмоции детей.
Казалось, что для многих кандидатов коронавируса не существует. В Черниговской области партия “Родной дом” проводила концерты, бесплатные аттракционы для детей, сладкая вата и так далее. Без всякого соблюдения социальной дистанции.
Избирателей скупили легально, до официального старта кампании.
Технологии циничные. Родителей покупают через эмоции детей
Чем отличается подкуп 2020-ом от 2015-го?
Особой разницы нет. Так же привязка к праздничным дням, кулинарные шоу с бесплатной кашей и 100 грамм. Сейчас тоже избирателей и угощают и наливают.
Каких нарушений еще стоит ждать?
Прямого подкупа. Это технология последних недель и дней кампании. Часто найти следы этой технологии сложно и правоохранителям и штабам конкурентов. Это технологии “десятников-сотников”, различных групп. Они могут быть задействованы, потому что цена за власть растет.
В Закарпатской области председатель облгосадминистрации уже публично заявил о развертывании сетей подкупа, проводил специальные совещания с полицией.
Сейчас происходят технологии манипуляций, когда кандидаты приписывают себе чужие заслуги. Так кандидат в мэры Киева Ирина Верещук была на мероприятии, где представляли план новой дороги вокруг столицы.
В Ивано-Франковской области ремонтировали автомагистраль на транспорте с рекламными баннерами “За будущее”. Очевидно, это делается за бюджетные средства. Эта бацилла советского комплекса, которая продолжает жить в головах политиков. Когда перерезают красные ленточки, “присоединяются” к работе власти.
Как идет подготовка в условиях пандемии?
Власти не выделили ни копейки на противоэпидемические мероприятия. Во всем мире спокойно проводятся выборы. В Польше, Австралии, Республике Корея. Там власть проводила комплексные работы по защите членов комиссий, избирателей, наблюдателей, правоохранителей. У нас пока есть только предложения правительства. Но они не подтверждены ни одной гривной из государственного бюджета.
Очевидно, выборы будут проведены под общим лозунгом “Защити себя сам”. Когда каждый член комиссии будет думать, за какие деньги купить ему маски. А местные власти – каким образом выполнить рекомендации Кабинета министров относительно влажной уборки помещений участков каждые 4 часа.
Чем характера кампания “Слуги народа”?
Это не избирательная, а обычная рекламная кампания. Очень странные ролики Верещук о том, как она делает себе прическу. Такое впечатление, что ее кампанию ведут люди, которые не понимают, что такое выборы. Шокируют, привлекают внимание, но не стимулируют голосовать.
“Слуги” снимают дорогое видео, но это имеет мало общего с избирательной кампанией.
Во-вторых, “СН” не успела построить партийную машину. По итогам 2019 года в политсила не имела никакого центра, который бы имел открытый счет в банке.
Во многих регионах партия просто отказалась от выдвижения своих кандидатов. Заявили, что выставили кандидатов в мэры в 60% городов. Как? Партия власти, носитель достаточно не малого рейтинга, отказывается от выборов в 40% городов? Это странно.
Что происходит на промежуточных выборах в 208 округе?
Там баллотируется Олег Ляшко. Имеет неплохие рейтинговые показатели после объединения усилий с “Батькивщиной”. С другой стороны до сих пор не решен вопрос с баллотированием Ларисы Давыденко – жены покойного депутата, который дважды побеждал на этом округе, имел рейтинги. Поэтому сложно прогнозировать, какой может быть результат.
Комиссии регистрируют кандидатов-двойников. Как быть с этим?
Клоны были всегда. С этим бороться очень сложно.
Впервые Избирательный кодекс предусматривает прямую ответственность за техническое баллотирование. Но эта технология оставляет мало финансовых следов. Было бы хорошо, если бы появилось несколько десятков прецедентов привлечения к ответственности.
По крайней мере хорошо, что на этих выборах полиция открыла уголовное производство по первому факту.
Избирательный кодекс – достаточно сырой, некачественный. И предусматривает возможности для появления клонов.