Дороги и сериалы, вместо здоровья: как тратят деньги с “коронавирусного” фонда

Политики нецелесообразно распоряжается Covid-фондом. И его объем мал для украинской экономики, рассказывает для Gazeta.ua экономист Алексей Кущ.

В карантинных условиях государство искусственно вмешивается в экономику, ограничивая бизнес, говорит эксперт.

“Государство должно максимально предотвратить токсическому воздействию кризиса на общество и на экономическую среду. Оно должно заложить предпосылки для экономического роста после окончания пандемии. Чтобы начать преодолевать кризис уже сегодня, нужны деньги и экономические программы”.

Сейчас главная цель правительства – сохранение рабочих мест и развитие экономики в условиях пандемии, заявляет экономист.

“Наше правительство не закладывает никаких фундаментов для восстановления экономики в будущем. Covid-фонд с суммой 60 млрд грн, это примерно 1,5% ВВП. В то время как другие страны тратят на преодоление кризиса 10-15%.

Эта помощь должна быть сопоставима с масштабами государственной экономики, и должна составлять не менее 10% ВВП. У нас должно быть 300-400 млрд грн для экономической помощи, а есть только 60. Но даже и эти средства тратят не по назначению”.

Если государство хотело с помощью “Большого строительства” стимулировать украинский ВВП, то надо было создать дорожно-строительный пластырь, говорит Кущ.

“С $4 млрд, которые правительство планирует потратить на дороги из бюджетных программ, примерно половина пойдет на закупку импортной строительной техники, на оплату труда иностранных специалистов и на иностранные компании, которые будут делать эти дороги. Чтобы эти деньги оставались в государственной экономике, необходимо производить собственную строительную технику в пределах страны”.

Наши Министерство финансов и правительство не способны на такую ​​реализацию масштабных экономическо-социальных программ, как создание патриотических сериалов, объясняет экономист.

“Чиновники не способны реализовывать масштабные программы по преодолению кризиса, где бы партнерами были украинцы или представители малого и среднего бизнеса. Потому что они не могут выступать партнерами в коррупционных сделках. Поэтому запускают такие программы, где есть определенная коррупциогенность”.

“Сейчас Минфин и правительство финансируют дороги, которые у нас всегда ассоциировались с коррупцией. Есть 4 – 5 крупных автодорожных компаний, с которыми очень легко провести быстрые тендеры. Такие простые программы как “запаковать карманы крупных кредиторов или дорожных кампаний” реализуются там, где партнерами выступают представители малого бизнеса “, – подчеркнул Кущ.

Нельзя кого-то привлечь к уголовной ответственности за бессмысленное расходование денег с Covid-фонда на различные безумные проекты, говорит эксперт.

“Да, у нас парламентско-президентская республика, и большая ответственность на правительстве. Но цена нашего Кабмина мизерная так же, как и его политическая ответственность. Поэтому в этом случае ответственность должен нести президент, который назначил новое правительство и фактически сформировал моно-коалицию”.

Эксперт говорит, чтобы Covid-фонд работал эффективно, необходима политическая перезагрузка.

Значительная часть денег Фонда для борьбы с Covid-19 идет мимо сферу здравоохранения. Лишь около 901,2 млн потрачено на доплаты медицинским работникам и более 2,4 млрд грн оттуда пошли на дополнительные выплаты военным и полицейским.

28 октября правительство выделило на помощь безработным 1,3 млрд грн из Фонда борьбы с Covid-19.

Читайте також