“Во время парламентских выборов почти каждая партия заявляла о нетерпимости к коррупции. К сожалению, рабочая группа в Верховной Раде, которая должна решить конституционный кризис, проигнорировала запрос общества на справедливое наказание коррупционеров”, – заявляют в Национальном агентстве по предупреждению коррупции 1 декабря.
Так там отреагировали на новый законопроект в парламенте о наказании за представление недостоверных данных в декларациях. Документ инициировала рабочая группа, в которую входят нардепы из разных фракций. Не предусматривают лишения свободы за ложь в декларации, умышленное непредставление. Предлагают штрафы, общественные работы и запрет занимать определенные должности.
Также в Верховной Раде зарегистрирован законопроект президента Владимира Зеленского. Он предлагает восстановить уголовную ответственность для чиновников за ложь в декларациях.
Если сведения в декларации отличаются от достоверных более, чем на 4 млн грн, за это предусмотрят штраф от 59,5 тыс. до 85 тыс. грн или лишение свободы до двух лет. За ложь в 1 млн грн – штраф от 17 тыс. до 42,5 тыс. грн, свыше миллиона – до 59,5 тыс. грн или общественные работы от 150 до 240 ч., лишение права занимать должности до двух лет.
27 октября Конституционный суд Украины отменил уголовную ответственность за недостоверную информацию в декларациях. Приостановил полномочия НАПК по проверке деклараций. Решение принял по представлению нардепов из фракции “Оппозиционного платформы – За жизнь” и парламентской группы “За будущее”.
Ранее тюремное заключение до двух лет предполагалось за ложь в декларации более, чем на 500 тыс. грн. Также за это и умышленное непредставление были штрафы 42,5-51 тыс. грн, общественные работы до 240 ч., лишение права занимать должности до трех лет. Ответственность касалась народных депутатов, судей, государственных служащих, должностных лиц государственных и коммунальных предприятий, депутатов местных советов, должностных лиц местного самоуправления. Электронное декларирование было условием предоставления Украине безвизового режима с Европейским Союзом.
– Нардепы хотят затянуть возврат уголовной ответственности на следующий год, – рассказывает председатель Центра противодействия коррупции 36-летний Виталий Шабунин.
– Это значит, что можно будет наказать за ложь в декларациях, которые сдадут к марту в 2022-м. Все, что напишут или нет в нынешних – не будет подпадать под уголовную ответственность. Представляется, что цель рабочей группы – затягивание времени для получения индульгенции. Из-за большого внимания к этому вопросу сейчас попытаются манипулировать с самим наказанием – чтобы не было заключения. Это издевательство над системой декларирования и справедливостью. За кражу в несколько тысяч гривен сажают, а депутатам, которые прячут десятки миллионов – не грозит даже летнее заключение.
Законопроект президента предусматривает заключение, но поднимает планку лжи. Очевидно, что не может быть только лишение свободы. Но когда речь идет о 20-40 миллионах, у суда должна быть возможность применить такую санкцию. Должен быть страх наказания. Его отсутствие – на руку депутатам, судьям, всему политическому классу. Попытаются обмануть ограничением свободы. Например, будет не тюрьма, а общежитие, где можно выходить, вести бизнес и раз в месяц отмечаться.
– Сегодня система не дает молодому депутатскому корпусу легализовать свое состояние, – рассказывает бывший нардеп Виктор Чумак, 62 года.
– Им доплачивают черный нал. А легализовать его невозможно. НАПК четко отслеживает стиль жизни чиновников. Когда появилась система логического и арифметического контроля, агентство начало выдавать данные о парламентариях, министрах, президенте. Это как кость в горле. Поэтому среди нардепов в этом вопросе есть определенная договоренность.
Возможно, это и правильно, что не надо тюрьму за ложь в декларациях. Эффективной была бы конфискация активов и запрет занимать должности в органах власти – пожизненно или на 10-15 лет. Не строгость наказания определяет возможности влияния, а его неотвратимость.
От того, что работа НАПК фактически заблокирована, теряем доверие европейских партнеров. В Конституцию надо внести изменения об антикоррупционных органах – в процедуру их назначения. Или прописать право президента, Кабмина по отношению к ним. Посмотреть, может, полтора миллиона декларантов – многовато. Возможно, немного уменьшить перечень. Например, в отношении военнослужащих, пожарных.
У президента нет плана действий для борьбы с коррупцией. Сейчас власть не решает этот вопрос.