Президент Владимир Зеленский вышел за рамками своих конституционных полномочий, приняв решение об отстранении председателя Конституционного суда Александра Тупицкого. То, что происходит вокруг КС – это выяснение личных отношений, а не конституционный кризис. Это вредит стране и портит имидж государства на международной арене, комментирует Gazeta.ua Роман Безсмертный, политик и дипломат.
“Происходит очень опасная вещь – дискредитации и понижение авторитета Конституционного суда как института власти. Статья (154-ю статья Уголовно-процессуального кодекса. Предусматривает отстранения от должности лица, подозреваемого в преступлении. – Gazeta.ua), на которую ссылается президент, не имеет никакого отношения к судьям КС. По отношению к ним, президенту, правительству, народным депутатам есть отдельные статьи и законы, регулирующие их статус, отстранения от должностей и временное прекращение их полномочий. Также порядок ведения следствия, привлечения к ответственности. Зеленский вышел за рамками своих конституционных полномочий. Если взять некоторые решения и заявления президента в вопросах кадровой политики, то в серьезных демократиях уже бы начали процедуру импичмента”.
В Украине нет ни конституционного ни политического кризиса, считает Роман Безсмертный:
“Сейчас речь идет о личных счета определенного коллектива людей. Они выясняют отношения между собой, и это никакого отношения не имеет к государственной политике, к институтам власти. Это унизительно для такой большой страны как Украина, что личные обиды президента и его окружения начинают диктовать политику в стране. Потому что если кто-то, в том числе судья КС, совершил действия, которые имеют признаки правонарушения, то для этого есть соответствующий порядок ведения следствия и привлечения к ответственности. Почему президент не прибегает к этому? Для меня это непонятно”.
“Из-за таких вещей наша скорость продвижения к европейским институтам будет замедляться. Это диагноз.
Хочу напомнить, что Украина находится в условиях войны. И надо понимать, что одним из инструментов ее ведения есть внутренняя дестабилизация. Противник использует информационное пространство. Искусственно порождает конфликты между институтами власти, должностными лицами”.
Поставить точку в противостоянии Зеленского с Конституционным судом может парламент, объясняет Роман Петрович:
“Обратите внимание – парламент справился со своей задачей, принял соответствующий закон. Но конфликт не остановился. Тогда надо искать причину. Очевидно, что-то готовили или готовят и на пути стоит КС. Есть несколько возможных вариантов. Но ключевое – это какие-то действия, которые имели или должны выходить за рамки Конституции. И они могут быть в сфере безопасности, в сфере внутренней политики или изменении нашего курса внешней политики. То что задумывалось или задумывается, явно не может быть реализовано при сохранении деятельности КС. Парламент может это остановить”.
Президент Владимир Зеленский 29 декабря подписал указ об отстранении председателя Конституционного суда Александра Тупицкого от должности судьи КС на два месяца. Перед этим заявил, что Тупицкий конфликтует с ним, обществом, Верховной Радой.
В КСУ этот указ назвали “юридически ничтожным” и вмешательством в работу суда.
В октябре прошлого года Конституционный суд признал неконституционными отдельные положения антикоррупционного законодательства. 4 декабря 2020-го Верховная Рада возобновила уголовную ответственность за недостоверное декларирование.
Александр Тупицкий работает в Конституционном суде с мая 2013 года. В сентябре 2019-му его избрали председателем КС.