– К российскому бизнесмену Павлу Фуксе применили полный комплект санкций. Как и в отношении Дмитрия Фирташа, – говорит секретарь Совета национальной безопасности и обороны 58-летний Алексей Данилов 18 июня.
Фукс незаконно получил лицензии на добычу нефти и газа в Украине – это стало основанием для решения СНБО. Бизнесмен назвал его личной местью Данилова, который ввел в заблуждение президента. Пообещал отстаивать права в суде.
Фирташ причастен к поставкам сырья на военные предприятия России. Этот факт установила украинская разведка. Был владельцем “Крымского титана”. После оккупации полуострова предприятие перерегистрировали по российскому законодательству. Фирташ отвергает обвинения, передают его заявление адвокаты.
По предложению Службы безопасности санкции также наложили на российских бизнесменов Сергея Чемезова и Михаила Шелкова. Аннулировали ряд лицензий на добычу титана и других ресурсов.
После заседания СНБО президент 43-летний Владимир Зеленский написал в соцсетях, так в стране “наводят порядок”.
– Значит, Зеленский одних замечает, а других – нет. За Ахметовым и Коломойским гоняться не хочет, потому что за ними стоят группы в Верховной Раде. Поэтому и в дальнейшем борьба будет избирательная, – говорит политолог 50-летний Виктор Бобыренко.
– С Фуксом возможна игра на публику. Он – один из финансистов российского проекта Мемориального центра Холокоста “Бабий Яр”, который поддерживают в Офисе президента.
Лицензии на добычу – это война игроков промышленности. Власть помогает одному бизнесу побороть другой. Кто-то делает “заказ”. Кто это – узнаем из следующих шагов.
– Санкции хороши тем, что они сразу начинают действовать. Это не решения суда, которые надо ждать годами. Но опасны. Потому что в международных судах Украина может понести потери, если не будет иметь юридического обоснования, – рассказывает народный депутат 40-летний Ярослав Юрчишин.
– Решение СНБО свидетельствует, что у нас не работает Антимонопольный комитет. Его возглавляет землячка президента, подруга его супруги (Ольга Пещанская 6 июля 2020-го стала исполняющей обязанности председателя Антимонопольного комитета. Ее сестра Светлана руководит делами президента Зеленского в Италии. – ГПУ). Президент борется против олигархов, а комитет уменьшает штрафы для них. Зеленский машет шашкой, а АМК работает в интересах крупного бизнеса.
К российским бизнесменам имеет полное право применять санкции. Если граждане России действуют в интересах страны-агрессора, то это оправдано. Но важно иметь доказательства. Потому что они будут пытаться отсуживать имущество, компенсации.
Предприятия Фукса и Фирташа будут работать. Однако прибыли будет получать государство. По логике, имущество должно перейти Агентству по розыску и менеджменту активов. Олигархи могут блокировать эти процессы через своих людей.
Борьба кажется манипуляцией. Это многосерийный фильм, который демонстрируют обществу. “Первый сезон” – блокирование каналов Медведчука – был самый сильный. Новые серии будут слабее. Но они будут продолжаться. Потому что надо показывать, что президент – неизменный борец с олигархией.
Занимает 25-е место в рейтинге самых богатых
Состояние 56-летнего Дмитрия Фирташа оценивают в 11,5 млрд грн. В этом году он оказался на 25-м месте в списке самых богатых украинцев, по оценке журнала “Форбс”. Был одним из участников компании Росукрэнерго, поставлявшей российский газ в Украину. К сфере влияния Фирташа принадлежит компания “ДФ Групп”, которая владеет рядом химических предприятий в Ривне, Черкассах, Сумах, Северодонецке и оккупированной Горловке Донецкой области. Имеет активы в горной промышленности. Почти 70% распределения газа в стране обеспечивает группа облгазов этого олигарха под брендом “Региональная газовая компания”. С 2014 года находится в Австрии, где продолжаются судебные процессы относительно его экстрадиции в США. Там его обвиняют в отмывании денег и участии в коррупционных схемах.
49-летний Павел Фукс родом из Харькова. Капитал заработал в России. В 2014 году перебрался в Украину. В рейтинге самых богатых украинцев занимает 67-е место. Его состояние – 4,5 млрд грн. Имеет долю в газодобывающей компании Укрнефтебурение – в партнерстве с экс-нардепом Виталием Хомутынником и бизнесменом Игорем Коломойским.