В Украине продолжается президентская избирательная гонка. В ЦИК подали документы с десяток кандидатов. Однако лидеры соцопросов не спешат с этим. Кто как стартовал, кому не хватает электоральной привлекательности, во сколько обойдутся выборы и почему российские политтехнологи не заработают на этой кампании, рассказывает политолог Владимир Фесенко в интервью Gazeta.ua
Как можем оценить старт кандидатов, в опросах входят в первую пятерку?
Петр Порошенко заявит о выдвижении во второй половине января. Главное событие для него – получение автокефалии Православной церкви Украины – состоялась. Тему томоса будет использовать по-максимуму в предвыборной кампании.
Но Петру Алексеевичу будет трудно бороться с несколькими проблемами. Это большой антирейтинг, который за последние месяцы не меняется – около 50 процентов и рост цены на газ. Все, что может дать томос, могут съесть тарифные проблемы.
Юлия Тимошенко лидирует в кампании, раньше всех начала ее и удерживает первую позицию. Имеет наибольшие шансы на победу. Не только из-за рейтингов, но и опыта, организационных ресурсов. По последнему показателю она с Порошенко опережают остальных на голову. Будет выдвигаться на массовом действе, примерно когда и Петр Порошенко, скорее всего с поддержкой некоторых партий. Возможно, презентует проект общественного договора или новой конституции, как одни из “фишек” кампании.
Тимошенко будет выдвигаться примерно когда и Порошенко
Владимир Зеленский стал одним из главных ньюсмейкеров после новогоднего выступления на “1+1”. Это не была инициатива лидера “95 квартала”, а привет от Коломойского Порошенко. А совместное написание программы – скорее коммуникационный проект для создания обратной связи с поклонниками. И похоже по реакции, это тоже сработало.
У Анатолия Гриценко с осени прослеживается застой в кампании. Рейтинги не только не растут, но и просели. Они такие же, как у Порошенко и Бойко. Шансы на выход во второй тур сохраняются. Все зависит от эффективной кампании. Сейчас в Анатолия Степановича с этим проблемы. Сигнал избирателю – слабый. Гриценко меньше других присутствует на телевидении, в рекламе. Поэтому менее заметен. К тому же нет динамики в подаче этого сигнала, разнообразия. Экс-министру обороны не хватает эмоций, некой “изюминки”. Ему нужно обновить кампанию, иначе потеряет шансы на выход во второй тур.
Юрий Бойко рассчитывает на русскоязычный электорат – бывших избирателей Партии регионов. Но для них он так и не стал единым. Ключевая ставка делалась на это. “Опоблок” выдвигает Вилкула, еще и Мураев появился. Они забирают часть голосов. Как, кстати, и Зеленский. У Бойко не прослеживается положительной динамики. То, что Рабинович поддержал его кандидатуру, добавило лишь несколько процентов и не сделало его одним из главным фаворитов.
Кто из претендентов наиболее креативный?
Пока что Зеленский. Но креативность не всегда работает в плюс. Иногда надо не переиграть. Часто консервативная кампания является более эффективной.
Та же Тимошенко в начале пыталась креативить, но в последние месяцы действует более осторожно. Поняла, что лучше сохранить своего традиционного избирателя. За расширение электорального поля будет бороться перед вторым туром.
Кто самый харизматичный?
Тимошенко. Пусть не такая яркая, как 10 лет назад, но харизма у нее остается. Своя харизма есть у Порошенко, хотя сейчас она далеко не та, какой была в 2014-м. Сейчас преобладает критическая волна в отношении к нему – это следствие проблем с уровнем жизни у большинства людей. Тем не менее он сохраняет прочное электоральное ядро.
Безусловно харизма есть и у Зеленского. Благодаря ей имеет рейтинг. Зеленский создал миф о сериале “Слуга народа”, который мощно работает. Мол, президентом может стать человек из народа. Будто бы мемы и банальные вещи. Но сама идея, когда простой человек благодаря протестным настроениям может стать президентом, что к власти должен прийти не политик, пользуется спросом. Зеленский смог конвертировать творческую харизму в свой политический имидж.
Гриценко и Бойко харизмы не хватает. Оба флегматичные, сухие.
Гриценко и Бойко харизмы не хватает. Оба флегматичные, сухие
Бойко воспринимается, как копия Януковича. Такой себе начальник, эхо того, что было.
Анатолий Гриценко нашел свой образ. Полковник – строгий, честный. Его сторонники в это верят. Намекает, что может быть сильной рукой. Но в этом образе есть ограничения. Средний бизнес его не воспринимает. Предприниматели по-разному реагируют на Тимошенко, Порошенко, Вакарчука, но реагируют. Гриценко же у них не вызывает никаких эмоций. Проблема коммуникации с электоратом, существенно ограничивают потенциал этого политика. Хотя задатки есть неплохие – компетентность, опыт.
Чего не хватает Порошенко или Тимошенко?
Обоим не хватает новизны. Их воспринимают как деятелей из прошлого.
Что станет залогом успеха в этой кампании?
Кто сможет лучше достучаться до своего избирателя, а не ко всем. Второе – найти волну общественных настроений и оседлать ее. Тимошенко такую нашла – недовольство тарифной политикой. Считает ее главной. У Зеленского – волна недовольства всеми политиками, недоверия ко всем – что во власти, что в оппозиции.
Как работают штабы – только столица или идет активная работа в областях?
Турне по регионам сделали почти все ключевые игроки. Но мощные областные структуры имеют только “Батьківщина” и БПП. В части регионов свои структуры имеет Бойко. В остальных с этим проблемы.
Приглашают ли команды иностранных политтехнологов?
Масштабного привлечения нет. Ходили слухи, что американских политтехнологов приглашают в штабе Бойко.
Президент имеет давнюю политетхнологическую команду. Если и будет работать кто-то из США, то в соцсетях, с целевыми группами. Там могут оказаться полезными.
Но после скандала с Манафортом большинство американских политтехнологов опасаются действовать в Украине.
На этих выборах не будет российских политтехнологов. Если и будут, то очень шифрованно – в онлайн-режиме. У того же Бойко. Учитывая связи Виктора Медведчука с россиянами.
Сколько стоит работа иностранцев?
Такие данные, как правило, не разглашаются.
В проектах Манафорта речь шла о миллионах долларов. Услуги лоббистов из США обходятся от десятков до в нескольких сотен тысяч долларов.
Надо понимать, что сейчас украинская экономика не в лучшем состоянии. Финансовые ресурсы на кампанию ограничены.
Финансовые ресурсы на кампанию ограничены
Фавориты этой кампании отказались от услуг некоторых российских политтехнологов, которые давно работают на Западе. Те предлагали им свои услуги и просили несколько миллионов долларов. Отказываются, потому что дорого и не гарантирует эффективности.
Сколько надо будет потратить кандидату на кампанию до первого тура?
Вокруг этой темы ходит много мифов. Что это обходится в сотни миллионов долларов. Такие цифры не соответствуют действительности. В среднем – это более 100 миллионов долларов.
Почему невозможно посчитать абсолютно точно? Так как значительная часть расходов, особенно на местах, например небюджетные выплаты членам комиссий, реклама, могут проплачиваться политиками или бизнесменами, которые поддерживают кандидата.
Есть официальный избирательный фонд, из которого будут платить за телевизионную, уличную рекламу. А есть неофициальный – на различные гонорары тем, кто работает в штабах.
Следующие выборы президента должны состояться в марте 2019-го, парламента – в октябре того же года.
Документы на регистрацию кандидатом в президенты можно подать в ЦИК до 3 февраля. Также нужно также внести денежный залог в размере 2,5 млн грн. Регистрация продлится до 8 февраля включительно. Уже зарегистрировались 5 кандидатов.