“Списки уже составляют, пошли инвестиции. Никто не даст ничего изменить”

Планирую, что в октябре начнем работу над Избирательным кодексом. Документ масштабен. Рассмотрение всех правок может занять две недели. Верховная Рада должна начать эту работу за год до выборов, говорил спикер парламента 47-летний Андрей Парубий в сентябре.

На этой неделе народные депутаты в последний раз в октябре собираются в сессионном зале. Парламентские выборы состоятся в октябре 2019-го. Избирательный кодекс до сих пор не приняли.

В прошлом году 7 ноября Верховная Рада поддержала проект документа в первом чтении. Предлагается, что партии будут выдвигать списки в 27 регионах (кроме 24 областей Киев, разделенный на левобережный и правобережный регионы. На Днепропетровщине отдельно выделен Криворожский регион. А Южный будет включать Херсонщину и Крым с Севастополем. ГПУ). Избиратель голосует за партию и, по желанию, за кандидата в списке. Политическая сила проходит в парламент, если набирает 4% голосов.

Депутаты внесли в документ более 4500 правок. Их рассматривают в парламентском Комитете по вопросам правовой политики и правосудия.

Законопроект должен пройти второе чтение.

Сейчас в Верховной Раде работают 423 депутата. 225 избраны по спискам партий, 198 в одномандатных округах, так называемые мажоритарщики.

Политические силы не заинтересованы в выборах по открытым спискам, говорит политолог 62-летний Вадим Карасев.

Смешанная система устраивает любую партию власти, потому что дает возможность формировать свое большинство. Когда есть трудности с созданием коалиции, приобщают мажоритарщиков. Им это выгодно потому что получат больше денег из бюджета на округа, меньше налогового давления на бизнес, гарантии от наездов силовиков.

Нынешняя система работает на партийных лидеров. Потому что они формируют списки. Открытые же могут изменить “расклады” внутри политических сил, подорвать власть их боссов.

В нежелании менять систему никто не сознается. Западные партнеры на этом настаивают. Прямо против них никто не пойдет. Поэтому выбирают тактику маневрирования. Это хитрая игра, чтобы Избирательный кодекс не был принят.

Идеальных законов о выборах нет. Мажоритарные системы действуют в США, Великобритании. Пропорциональная в Нидерландах. Связанные мажоритарно-пропорциональные в Венгрии, Германии. Не связанные в Украине, России. Это постсоветская модель: отдельно по спискам, отдельно по мажоритарке. От этой системы нужно отходить.

Для нас важно развивать внутрипартийную демократию. Ограничить власть партийных верхов, разбить провластное сфабрикованное большинство в парламенте, которое не отражает выбор людей. Следует моделировать украинскую систему.

Почему постоянно создают партии? Потому что старые исчезают вместе со своими лидерами. Значит, это не партии. Партийная жизнь должна быть в политических силах, а не только в борьбе между ними. Помочь могло государственное финансирование партий, которые прошли в парламент. Но сейчас деньги тратятся не на развитие партий, а на рекламу их лидеров. Строительство идет сверху вниз, а не наоборот. Ситуация законсервирована.

Нужно будет давить на новый парламент, чтобы изменить избирательную систему. Многое будет зависеть от следующего президента. Изменить Избирательный кодекс можно и сейчас. Но это никому не выгодно. Списки уже составляют и согласовывают, пошли инвестиции. Поэтому никто не даст ничего изменить.

Читайте також