8 декабря под Офисом президента провели акцию “Высадка на Банковой”. Приурочили к переговорам в Париже 9 декабря. Там будут встречаться президенты Украины Владимир Зеленский, России – Владимир Путин, Франции – Эммануэль Макрон и канцлер Германии – Ангела Меркель. Так пытаются напомнить украинскому гаранту, что за его действиями следят. По мнению активистов, это смотивирует Зеленского не идти на уступки российскому агрессору и отстаивать украинские интересы.
В 18:30 под Офисом президента, расположенного на ул. Банковой, 11, в правительственном квартале Киева, собрались полтысячи человек.
– Для меня “красная линия” – это предел здравого смысла, которую переходить нельзя, – говорит Денис Любченко, 24 года, активист Всеукраинской общественной организации “Солидарная молодежь”. – Надеюсь, что эта встреча пройдет продуктивно для нас, а не для Путина. Но я помню его (Зеленского. – ГПУ) встречу с Трампом и понимаю, что нашему президенту будет боязно что-то требовать.
Со стороны Институтской активисты монтируют передвижной кинотеатр и пункт обогрева. Туда идут, чтобы записаться в караул на ночь. Справа, с ул. Лютеранской, ставят импровизированную кухню, где можно выпить кофе и чаю.
– Зеленский следит за акциями протеста и реагирует на них. Он видит, что общество не даст ему делить государство, продавать нашу землю, – говорит ветеран войны Ярослав Лысенко. – Мне кажется, Украина вообще еще не видела всю мощь своих граждан, а эта власть уже показала, что не защищает наших интересов.
Полиция контролирует подходы к Банковой. Периодически не дает занести бочки и дрова под Офис президента.
Две бочки таки появились во дворе. Активисты говорят, что это и обогрев, и намек власти.
– Зеленский психологически слабее Путина. Тот опытный политик, может нашего президента развести. Тогда будет ужасный сценарий из возможных, – говорит Ярослав Лютый, бывший боец батальона им. генерала Кульчицкого.
Напротив бочки стоит бывший политзаключенный крымский татарин 32-летний Исмаил Рамазанов:
– Для меня “красная линия” – сама встреча с Путиным. Ему надо или вмазать, или хоть в морду плюнуть. Хотя Зеленский – слабый человек, и не удивлюсь, что он ему руку пожмет, – говорит Рамазанов.
– “Красные линии” – это наша независимость, армия, язык и вера. То есть все, что было создано за пять лет, – говорит киевлянка Любовь Николаевна.
– Жаль, что за это время нашлись люди, которые пытаются нас покрасить. Жаль, что снова на свободе все эти Лукаши и Портновы, которые были причиной предыдущего Майдана, – добавляет.
В это время на сцене выступают политики и общественные активисты.
– Я вообще против политики, которую проводит нынешний президент. Лично мои “красные линии” – продажа земли и сдача территории, – говорит киевлянка Лилия. Фамилии не называет. – Я – оптимистка и считаю, что новости будут хорошими.
Вокруг бочки греются мужчина и три женщины. Их окружают фотографы. Треска дров и их разговоров не слышно за щелчками фотоаппаратов.
В воздухе клубится дым.
– О, запахло Майданом, – говорит кто-то сзади.
После 21:00 становится холодно, поднимается ветер.
– Принесла бутерброды для людей. В прошлый раз поехала сюда, а домой в Крым уже вернуться не смогла, – говорит волонтер Оксана Лебедь, 49 лет.
Напротив дверей в Офис президента студенты собирают три палатки.
– Будем стоять, в зависимости от того, что завтра произойдет. Но верим, что Украина победит. Если – нет, то победу будет делать активное меньшинство, – говорят.
Для тех, кто остался на ночь, выступают украинские рок-группы.
Ночь на Банковой прошла без инцидентов. Там остаются около сотни активистов.
“Палаточный городок функционирует. Хорошие люди, хорошее настроение. Надеемся, в Париже президент чувствует наше плечо”, – пишет в “Фейсбуке” координатор Движения сопротивления 42-летний Михаил Басараб.
20 тысяч участников акции “Красные линии для Зе” пришли 5 декабря на площадь Независимости в Киеве. Ее организовали “Батькивщина”, “Свобода” и “Европейская солидарность”. Во время митинга в пятого президента Петра Порошенко бросили яйцом. Не попали.
– Вече, которое собирается на Майдане – не протестное. Это вече поддержки Украины. Чтобы Россия, Франция, Германия услышали – мы за эти “красные линии” не выйдем, – говорит Порошенко. – Мы четко знаем, что нужно Украине.