Как это, за что выступаем? За все хорошее, 21 февраля мужчина лет 70 идет в колонне из нескольких десятков человек. Двигаются по тротуару по ул. Грушевского в Киеве недалеко от Верховной Рады. Говорить не хотят. Большинство старшего возраста.
За что вы, за то и мы, говорит одна из участниц шествия. Колонна перекрывает весь тротуар.
В этот день в 10:00 народные депутаты собираются слушать промежуточный отчет правительства за пять месяцев работы. Его должен представить премьер-министр Алексей Гончарук.
Накануне стало известно, что документ готовила частная компания, которой заплатили 84 тыс. грн. Раньше это делали силами Кабмина.
В кулуарах нардепов мало. Быстро заходят в зал.
Дико было наблюдать, что происходило с нашими гражданами, которые вернулись из Китая, спикер парламента 36-летний Дмитрий Разумков начинает выступление упоминанием об акции протеста в Новых Санжарах на Полтавщине. Давайте думать, как объединить государство, а не как навредить ему.
Регистрируются 273 нардепа. В 10:15 Разумков приглашает Гончарука.
Не получится охватить все, что мы сделали. У меня 20 минут, говорит 35-летний Алексей Гончарук. У него темные круги под глазами и легкий румянец. К костюму одел фиолетовый галстук. Из верхнего кармана виден угол платка.
Мы начали с аудита государства. Нужно понять, что у тебя есть, а потом строить стратегии. Провели оценку населения, государственных кадастров природных ресурсов. Мы искоренили коррупцию на самом высоком уровне. Это знает бизнес и международные партнеры. Работы еще много, но в правительстве, парламенте и в Офисе президента коррупции нет.
Нардепы от “Слуги народа” подходят к ложе правительства. Переговариваются с министрами. Чиновники отвечают на звонки, переписываются.
Нам удалось вернуть доверие международных партнеров. Год тому назад Украина брала кредиты в гривне под 20 процентов. Сейчас девять. Если продолжим работать, ресурсы будут дешеветь. А это возможность инвестировать в инфраструктуру.
Имеем серьезный прогресс правительство искоренило системное рейдерство, говорит премьер. За пол-года уменьшили платежки на отопление для людей до 30 процентов, запустили программу “Доступные кредиты 5-7-9 процентов” для малого бизнеса. Планируем разблокировать большую приватизацию.
Мы начали перезагрузку страны. Впервые в истории президент, парламент и правительство работают единой командой. 2020-й должен стать годом начала великой модернизации.
В 10:35 премьеру выключают микрофон. Разумков просит дать еще минуту.
– Спасибо за сотрудничество. Вы крутые. Давайте сделаем это вместе, заканчивает выступление.
В зале слышны короткие аплодисменты. Не все нардепы на местах.
Девять задают вопросы премьеру. Гончарук не может сказать, какие будут плановые поступления в бюджет в феврале. Не называет их и Тимофей Милованов, министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства.
В 11:03 Гончарук завершает.
Нардепы по одному выходят к журналистам. В столовой за крайним столиком с коллегами сидит председатель фракции “Слуга народа” Давид Арахамия.
Далее должны рассматривать правки к закону о земле. Здание Рады пустеет.
Премьер не сказал, что сделало правительство, чтобы их надбавки и премии были привязаны к реальности, говорит 40-летняя Ирина Верещук из “Слуги народа”. Не назвал и причины падения промышленного производства. Должен объяснить, что не удалось и почему.
Гончарук вышел неподготовленный. Не оперирует цифрами, говорит нардеп от “Батьківщини” 63-летний Михаил Волынец. Пытается быть своим парнем в парламентской тусовке. Накануне состоялось заседание комитета по вопросам энергетики. Министр отчитывался о выполнении программы действий правительства. И как-то неосторожно сказал, что закроют большинство шахт в государственном секторе. Якобы останется четыре-семь из тридцати трех. И их не волнует, что будут делать люди, что ждет шахтерские города.
У нас вызывает обеспокоенность, что тема Крыма отходит на второй план, говорит 76-летний Мустафа Джемилев из “Европейской солидарности”.
– Правительство не презентовало программу, так что о каком отчете можно говорить? говорит сопредседатель фракции “ЕС” 48-летняя Ирина Геращенко. Наша команда оставила подушку прочности этому правительству. Позиции в экономике, которые мы имели пять лет тому назад, несопоставимы с нынешними. У Зе-команды нет стратегии. Провалы во многих секторах.
Разумков закрывает утреннее заседание в 14:00. В зале несколько десятков нардепов.
Есть информация, что скоро будет отставка Алексея Гончарука. И соответственно смена всего Кабмина, говорит политолог 31-летний Николай Давидюк.
В парламент премьер пришел с пустой статистической информацией. Отчет выглядел, как обещания на будущее мы сделаем. За пол-года ничего не показали.
Правительству не хватает эффективности и ответственности. Отставка готовится. Новый состав Кабмина может улучшить ситуацию. Партии Зеленского будет легче идти на местные выборы. Правительству Гончарука прощали промахи, пока он не начал съедать рейтинг Зеленского.
3,6 процента украинцев доверяют правительству. Не доверяют 27,7%. Таковы результаты опроса социологической службы Центра Разумкова. Его провели 13-17 февраля 2020 года. Опрашивали 2018 человек в возрасте от 18 лет.
1505 правок в законопроект о рынке земли рассмотрела Верховная Рада за две пленарные недели. Приняли одну. Всего изменений в закон 4018. В прошлом году 13 ноября Верховная Рада поддержала его в первом чтении. Предлагается, что в одни руки будут продавать не более 10 тыс. га. Россияне не смогут купить землю в Украине. До 1 января 2030‑го цена будет не менее 27,5 тыс. грн/га. Оплата безналом. Покупатель должен предоставить документы, откуда у него эти деньги.
Наверху коррупция уменьшилась, а на низшем уровне зашкаливает
Прошло мало времени, чтобы правительство могло показать достижения. Но достаточно, чтобы сделать намеки. Инвесторы ждут, какой будет экономическая политика, – рассказывает бывший замглавы Нацбанка Александр Савченко, 61 год.
– Экономика в полустагнации (стагнация-застой. ГПУ). Радикальных изменений нужно много. Запустить кредитные механизмы, уменьшить налогообложение, сократить государственные расходы на чиновников, разбить монополии олигархов. Чтобы на всех рынках была конкуренция. Работать с Международной финансовой корпорацией, Европейским банком на открытие кредитных линий для малого бизнеса. Должна быть настоящая работа, которую могут выполнить идейные профессионалы, настроенные на реформы.
Гончарук вроде настроен положительно. Однако ему не хватает понимания сложности и приоритетов. Возможно, за месяц-другой схватит. Он умный. Но нужен не только он, а еще с десяток таких, чтобы запустить реальный рост семь, восемь, девять процентов.
На высших эшелонах власти коррупция существенно уменьшилась, ее не видно на уровне президента, премьера или генпрокурора. Однако на низшем и среднем она зашкаливает.
Запуск рынка земли пойдет на пользу. Но эффект будет на второй-третий год. Сначала будем иметь определенную турбулентность. Конфликты между арендаторами и собственниками земли, попытки расторгнуть договоры.
Правительство будет пересматривать пятилетние прогнозы темпов экономического роста. Обещали 40 процентов, а это примерно семь процентов в год. Такой цифры можно достичь при условии реальных экономических реформ.