1 ноября около 50 активистов пришли к зданию Высшего совета правосудия поддержать судью Печерского районного суда Киева Ларису Цокол.
В десять утра туда привезли колонку и микрофон. Люди держали плакаты с лозунгами: “Судьи – не марионетки”, “Нет политически мотивированным решением”.
Ларису Цокол Высший совет правосудия временно отстранил от должности 19 октября. Жалобы на действия и решения судьи подали 3 человека: бывший заместитель министра юстиции, а ныне председатель Агентства по розыску коррупционных активов Антон Янчук, предприниматель Олег Сухойван и гражданин Александр Пикалов.
На обжалование решения Цокол имеет 30 дней. Если этого не сделает – ее уволят.
“На 39 страницах жалоб написано то, что можно применить к любому судье. Это звоночек всему правосудию. Если промолчите сейчас, то завтра ваши коллеги вас не защитят”, – рассказывает Gazeta.ua адвокат 34-летний Маси Найем.
Судья Лариса Цокол рассматривала несколько резонансных дел. 2015-го была участницей производства в отношении экс-лидера партии Укроп Геннадия Корбана. Его подозревали в создании организованной преступной группировки и присвоении государственных средств. Впрочем, впоследствии она получила отвод.
В декабре 2017-го Цоколь отказалась арестовать Саакашвили и отпустила прямо в суде. Почти сразу против нее открыли дисциплинарное дело, которое расследуют до сих пор.
“Власть пытается убрать неудобных судей, – говорит киевлянка Наталья Базич, 49 лет. – После Революции достоинства пришли люди, которые не изменили систему, а возглавили ее. Почему-то судей, которые снимают аресты из коррумпированных денег и принимают решение в пользу коррупционеров, не увольняют”.
На лестнице в Высший совет правосудия в поддержку судьи выступают адвокаты и общественные активисты.
“Такие случаи, как с Цокол, уничтожают систему судов, – говорит адвокат Игорь Федоренко. – Судьи, не молчите! Одна адвокатура не способна защитить вас, если вы не поможете. В свое время Высший совет правосудия получила доверие украинцев. Последние дела его взрывают. ВСП не должен быть оружием в руках политиков”.
Из окна 3 этажа мужчина несколько минут записывает акцию на телефон. Под зданием дежурят полицейские.
“На фоне выборочного правосудия Цокол проявляет свою позицию и независимость, – говорит юрист Гадаят Алиев. – В процессах она часто становилась не в нашу сторону, но ее решение всегда были мотивированы и справедливы. Дело имеет политический подтекст. Это подтверждает, что судебная власть зависима”.
Акция заканчивается в час. Активисты сворачивают флаги, забирают технику.
Высший совет правосудия создали 2016-го. Это коллегиальный конституционный орган, который должен обеспечивать независимость судебной власти. Среди полномочий – решение о нарушении судьей или прокурором требований относительно несовместимости, решения о привлечении к дисциплинарной ответственности, увольнение судьи от должности.
В апреле Совет добродетели, который делал выводы относительно судьи, прекратил оценки из-за игнорирования выводов вышестоящей инстанцией.