В Верховной Раде есть договорняки. Идет торговля голосами – Кира Рудык

Президентская фракция уже понимает – самостоятельно им трудно принять законопроекты, поэтому ищут поддержки, рассказывает в интервью Gazeta.ua председатель партии “Голос” 34-летняя Кира Рудык.

Этой слабостью монобильшинства и пользуется фракция из 20 нардепов, чтобы влиять на важные для страны решения, объясняет она. Почти месяц Кира Рудык руководит “Голосом”. Говорим, как ей это удается, что происходит в стенах парламента, как стране пережить кризис и выйти из него более сильной.

Говорим 8 апреля через Zoom. Договаривались на 15:00. Разговор переносит на 15 мин из-за задержки партийного совещания. Выходит на связь из дома. Все встречи в течение дня у нее запланированы в режиме видеосвязи.

Как работаете в условиях карантина?

Меня больше работы. Теперь все партийцы работают, как айтишники в моей предыдущей компании. Учимся быть эффективными и организованными.

Вы говорили, что сегодня партия “Голос” “не гетманская”. А какая?

Одна из проблем на политической арене – нет партий не лидерского типа. “Голос” попытался построить такую. А именно партию профессиональных людей, которые пришли менять политику. Поэтому у нас нет гетманщины – партия не принадлежит кому-то одному. Святослав Вакарчук остается лидером партии. Есть председатель фракции Сергей Рахманин. Я – председатель партии.

Вакарчук сохраняет влияние?

Многие не понимают разницы между лидером и председателем партии. Глава – это исполнительная позиция. Как CEO в компании. Занимаюсь развитием очагов, внутренними партийными процессами, подготовкой к местным выборам. Менеджерской работы очень много.

Есть другая работа – лидеров. Это встречи с избирателями, переговоры с основными политическими игроками, создание широкого круга тех, кому не все равно. Святослав продолжает этим заниматься. Он лидер, вдохновитель.

Вакарчук не идет из политики. Он – лидер, вдохновитель

Было много разговоров, что Вакарчук уходит из политики.

Нет. Вакарчук не идет из политики. На самом деле, одна из моих задач делать так, чтобы все его время был максимально эффективно уделено партии. Святослав активен в парламенте, в инициативе “Діємо разом” – помогаем медиками, собираем деньги для больниц во время эпидемии коронавируса.

Какие были ваши первые решения на посту председателя партии?

Внутренняя оптимизация – то, чего нам не хватало. Надо, чтобы центральный аппарат работал слаженно, как хороший автомобиль. И чтобы могли дублировать эти процессы на регионы. Готовлю партию к местным выборам, развивая ее. Начали появляться в медиа-пространстве. Одна из моих целей – чтобы “Голос” стало слышно всем гражданам.

По мартовским соцопросам, рейтинг “Голоса” – около 2,2%. Упал после парламентских выборов с 5,82. Чем это можно объяснить?

Первая причина. После парламентских выборов уменьшилась коммуникация с обществом. Мы хоть и профессиональные люди, но новые в политике. Сейчас уже есть четкое понимание, куда движемся, что делаем, а что нет.

Второе – нападки других политсил. Это выглядит странным. Несмотря на то, что мы маленькие (фракция. – Gazeta.ua), являемся центром для атак со всех сторон. Сейчас, когда происходят изменения в политике, монобильшинство превращается в мономеншинство, вес “Голоса” растет. Можем влиять на решение парламента – проголосуем или нет.

Откуда идут атаки?

В частности – от пророссийских сил. Им не нравится наша позиция в отношении любых новых минских переговоров, что протестуем против любых шагов в сторону России.

В политической среде обсуждают вероятность досрочных выборов. Как вы учитываете это? Потому что видим: рейтинг “Слуги народа” снижается, но у национально-демократических сил он почти не растет.

Это указывает на разочарованность людей в политике. И сейчас граждане сконцентрированы на двух точках: карантин, здоровье себя и родных. И экономический кризис и как обеспечить семью всем необходимым. Существенно уменьшилось количество тех, кто активно следит за политикой.

Вероятность внеочередных выборов минимальна. Потому что президент Зеленский вряд ли сможет набрать еще раз большинство в парламенте. Досрочные выборы свидетельствовать – даже имея большинство, Зеленский не способен сделать изменения, которые обещал в предвыборной программе.

Могут перенести и местные выборы. Когда люди становятся аполитичными, увеличивается процент тех, кто говорит: есть другие вещи, о которых надо волноваться, не идем на выборы.

Вероятность внеочередных выборов минимальна. Зеленский вряд ли сможет набрать еще раз большинство в парламенте

Чем грозит такая концентрированность людей на бытовых проблемах?

Реваншем пророссийских сил. Они имеют медийные ресурсы, чтобы увеличивать электорат.

В Верховной Раде были голосования, где “Голос” поддерживает “Слугу народа”.

Мы поддерживаем решения, которые нужны стране – прежде всего для борьбы с кризисом. Изучаем законопроекты, за которые голосуем.

В каких точках сходитесь с партией власти?

Касательно рынка земли. Рады, что закон принят.

Фракция “Слуги народа” уже не монолитна. Видим это на примере голосования закона о банках. Мы этот “антиколомойский” законопроект будем поддерживать. Как и пакеты антикризисных законов. Делаем работу, которую должно был провести правительство. Оно действует непрофессионально.

Как происходят договоренности о поддержке решений?

К нам часто обращаются с просьбой поддержать законопроекты. Вопросы “Как голосовать?” возникают, когда есть разные мнения внутри фракции. Но это не вопрос, что кто-то попросил. Мы не являемся частью каких-то политических договоренностей.

За полгода в Раде часто видели договорняки?

Конечно, они есть. Это видно по тому, как голосуют депутатские группы, части монобильшинства – которые почему-то не голосуют. Хотя президент и просит фракцию поддержать. Идет торговля голосами.

У монобольшинства не хватает сил на ключевые решения. Как это повлияет на работу парламента?

Каждый голос теперь имеет больше веса. Президентская фракция уже понимает – самостоятельно им трудно принять законопроекты, поэтому ищут поддержки. Это позволяет нам изменять эти документы.

Например, закон о земле. Мы требовали внесения ряда поправок – этапность внедрения рынка, максимум земли в одни руки, не продавать землю представителям страны-агрессора. Это все было включено.

Каждый голос теперь имеет больше веса. Президентская фракция понимает – самостоятельно им трудно принять решение

При каких условиях “Голос” может стать частью коалиции?

Сейчас не видим смысла. Не с кем вести переговоры.

“Голос” способен отстаивать свою политическую позицию. Мы же не только поддерживаем решения, за которые голосуют “слуги”. У нас имеются и жесткие противоречия. Критикуем назначения. Не голосовали за правительство с премьером Денисом Шмыгалем, нового генпрокурора Ирину Венедиктову.

Почему голосовали за назначение министром финансов Сергея Марченко и были против руководителя Минздрава Миксима Степанова?

Марченко стал исключением. Мы не коалиция, поэтому голосуем за назначение. Это ответственность “Слуги народа”. Но большинство в нашей фракции знают Марченко как профессионального человека с опытом. Стране нужно бороться с экономическим кризисом и договариваться с МВФ. Это хорошая кандидатура. Знали, что пророссийские силы никогда не дадут за него голосов.

Степанов не имеет опыта работы в области здравоохранения. Не понимает, как она работает

Рады увольнению предыдущего министра здравоохранения Ильи Емца. Когда страна борется с COVID-19, это был неадекватный и непрофессиональный человек. Чего только стоит его заявление о пенсионерах. Но Степанов не имеет опыта работы в области здравоохранения, не понимает, как она работает. Ему надо вникать. Имеет ли страна на это время? В министерстве, Национальной службе здоровья, Центре общественного здоровья были кандидаты с опытом.

Будете поддерживать изменения в бюджет, которые готовит правительство?

Только получили проект. Анализируем. Смотрим, учтены ли наши предложения. Предыдущая версия бюджета была неадекватная и не реалистична. Было не понятно, откуда возьмем деньги, а почему именно так распределены.

Стоит сохранить расходы на инфраструктурные проекты. Надо такой бюджет, чтобы его не нужно было просматривать через 3 месяца. Справедливо распределить между министерствами. Тогда сможем поддержать.

Правительство усилило карантинные мероприятия. Многие говорят, что это нарушение Конституции и имеет признаки государственного переворота. Видите ли в этом риск узурпации власти?

Мы не допустим государственного переворота.

Понимаем, что вирус несет риски. И некоторые меры властей оправданы. Но постановление Кабинета министров непутевое. Государство должно что-то предлагать. А этот документ только объясняет, что нельзя. А как выходить из ситуации, не говорит.

Мы вносили предложения правительству пересмотреть ограничения. Например, почему люди, которые проживают вместе, не могут вместе выходить на улицу. Или почему мать с ребенком не могут гулять, если не контактируют с другими. Не получили объяснения от правительства, поэтому сформировали свое предложение.

Правительство должно объяснить стратегию. Так как все движения хаотичны, направленные на разные вещи. Иначе будем настаивать на ослаблении мер. У нас есть поддержка в парламенте. Сможем и политически, и медийно доказать эту точку зрения.

Правительство объясняет, что нельзя. А как выходить из ситуации, не говорит

Министерство цифровой трансформации сообщило о запуске мобильного приложения “Дій Вдома” для мониторинга режима обязательной самоизоляции для граждан, прибывших из-за рубежа с подтверждением или подозрением на заражение COVID-19. Как оцениваете такое решение?

У большого количества украинцев нет доступа к интернету, и нет смартфонов. Поэтому мониторинг является несовершенным. Как идея – это инновационно. Но с низкой реалистичностью. Кроме того, уже потерянное время для запуска инноваций. Теперь можем только тестировать массово те ячейки, куда приехали граждане из-за рубежа.

Большая проблема нашей политики – это поиск простых решений. А их не бывает на уровне государства.

Новое правительство премьера Шмыгаля работает месяц. Чем этот Кабмин отличается от правительства Гончарука?

Первое правительство формировали по принципу: новые лица, реформаторы. Там были не все новые, не все реформаторы и не все профессионалы. И именно поэтому были проблемы с затягиванием решений. Президент ожидал быстрых результатов, а их не было. Но, по крайней мере, то правительство двигалось в сторону реформ.

В Кабмине Шмыгаля много профессионалов, но со знаком минус. Теперь уже бывшие министры Емец и Уманский работали с Януковичем. В условиях карантина и экономического кризиса тратили драгоценное время. Емец был сконцентрирован на том, как поставить своих людей и не покупать лекарства, пока не будет выгоды. Уманский не смог подготовить эффективный проект выхода из кризиса. Мы не поддерживали это правительство, понимая, что это закончится плохими историями.

Считаете, что правительство Гончарука должно было работать дальше?

Нет. Считаю, что надо оценивать министров по результатам работы и профессионального опыта. И обсуждать кандидатов с парламентским фракциями перед тем, как формировать Кабмин.

Так будет шанс сформировать действительно профессиональное правительство. И еще простое правило – не брать людей, которые работали при Януковиче.

Простое правило – не брать министрами людей, которые работали при Януковиче

Кто тогда должен ответить, что страна не готова к кризисам?

Президент и монобильшинство. Они голосовали за прошлое правительство и назначали это. Удобно говорить, что все правительства были неправильные. Но кто-то же их назначал.

Премьер сказал, что будут пробуждать экономику в мае. Какие меры нужно принять правительству для поддержки бизнеса во время пандемии?

Наше предложение – гибкий карантин. Людей из группы риска оставляем на самоизоляции. Их государство должно обеспечить финансовой помощью и доставкой лекарств. Остальные должны работать. Предприятия запустить с жестким соблюдением противоэпидемиологических мероприятий.

Сейчас работают и АЗС, и ломбарды, где люди защищены масками, перчатками. Стоит добавить контроль температуры. Дезинфекцию помещений, ограничение количества посетителей. Четкие правила – кто отвечает за соблюдение таких норм на предприятиях, Минздрав обеспечивает тестирование населения и оборудование больниц.

Но экономика должна работать уже сейчас, потому что деньги у людей или закончились, или заканчиваются. Граждане имели сбережений на месяц и он уже прошел.

Граждане имели сбережений на месяц и он уже прошел

Какие ключевые задачи стоят перед ВР на ближайшее время?

Голосование за бюджет, антикризисные меры для бизнеса. Также закон о банках, который нужен для получения кредита от МВФ.

В “антиколомойский закона” подали 16 тысяч правок. Очевидно, что группа Коломойского валит его принятие.

Есть статья, которая позволяет объединять правки по содержанию. Их можно сгруппировать по 12 основным направлениям. Это работа комитета, который мы надеемся ее выполнит. И тогда сможем проголосовать за закон в целом.

Чем закончится скандал вокруг Андрей Ермака и его брата. Зеленский может его уволить?

Это вопрос к президенту. Он может сделать все. Красивый выход из ситуации, если руководитель Офиса президента пойдет на политическую самоизоляцию. Сказал: “Друзья, я вижу что это может бросить тень на президента. Я не хочу, чтобы были какие-то инсинуации и самоустраняюсь до завершения следствия”. Но телеканалы в Украине принадлежат олигархам и медийное пространство формируют люди, которые потом идут на выборы и становятся во главе политических партий. Поэтому вряд ли Андрей Ермак так сделает.

Приобрело новый поворот дело одесского активиста Сергея Стерненка. Бывший заместитель генпрокурора Виктор Трепак говорит, что оснований для объявления подозрения Стерненку нет. А генпрокурор Ирина Венедиктова заявила – что подозрение в любом случае будет. О чем это говорит?

По делу Стерненка выводы должна давать не генеральный прокурор, а следователи, которые ведут дело. Так работает правовое государство. Заявления же госпожи Венедиктовой могут повлиять на следствие.

Вы говорили, “Голос” начал подготовку к местным выборам.

У нас есть 16 ячеек в регионах. Имеем кандидатов в мэры в ключевых для нас Киеве и Львове. Активно расширяемся. Но это не будет бездумное копирование ради количества. Уже видим на примере монобильшинства, что случается, если количество становится главной целью. Надеемся, что местные выборы осенью будут.

Что поможет Украине стать успешной после кризиса?

Профессионализм в политике. И концентрированность на смелых движениях. Кризис и для бизнеса, и для государства – это период сдаться или стать решительнее. Нужно инвестировать в науку, перераспределить бюджет, подготовить больницы, перейти на гибкий карантин, договориться с МВФ. Но идейно это должна быть смелая стратегия. Тогда станем сильнее.

Читайте також