21 апреля исполняется год, как Владимир Зеленский стал президентом. За него во втором туре проголосовали 73,22% избирателей.
После победы он распустил парламент. На досрочных выборах 2019-го победила президентская партия “Слуга народа”. В Верховной Раде получила большинство из 248 депутатов. Назначили правительство Алексея Гончарука. Администрацию переименовали в Офис президента. Сняли контрольно-пропускные пункты возле ее здания на ул. Банковой.
Зеленский оказался невезучим. Собирался остановить войну, закончить эпоху бедности, посадить негодяев, реформировать систему. А пришел в ситуацию, где все это нереалистично. Добавилась эпидемия коронавируса. Это показало несостоятельность украинской власти, рассказывает политконсультант 50-летний Алексей Ковжун.
Рейтинг Зеленского медленно снижается. Сейчас его поддержка на уровне 40-46 процентов. Но президенту доверяет более половины украинцев. Что ему удалось за год?
Подарить украинцам надежду и профукать ее. Президента преследовали неудачи и просчеты.
Обычно высоким рейтингом политик рассчитывается за непопулярные меры. Это валюта. Он инвестирует эту монету народное доверие в “вы же мне поверили, поэтому это нужно сделать”. У Зеленского не получилось. Рейтинг инвестировали в его же сохранение. Это было разочарование для избирателей. Но это тоже важно для украинской государственности и демократии. Разочарование это момент взросления нации. В этом позитив.
Какие обещания выполнил президент?
Избиратели голосовали не за обещания, а за надежду. Циничные люди говорят за картинку в телевизоре. Более профессиональные что Зеленский смог построить виртуальное зеркало. У него были условно два избирателя. Один за вступление в НАТО, второй категорически против. Такое бывает, когда обходишь острые углы, говоришь то, что все хотят услышать. У каждого был свой Зеленский.
Почему люди до сих пор ему доверяют?
У меня было ощущение, что его рейтинг не начнет крошиться. А развалится в одночасье, как стакан от падения. Но этого не произошло. Усилиями команды Зеленский оказался защищен от негатива. Если происходит что-то положительное – это ему. Если плохое кому-то другому. Эта искусная манипуляция информационными потоками сохранила его рейтинг и уровень доверия.
Где больше всего промахнулся президент?
В кадровой политике. Она вызывает у людей ужас. Когда во время эпидемии меняют министра здравоохранения это свидетельствует об ошибках. Сменили Кабинет министров из молодых, не очень профессиональных, но новых и честных, на непонятную публику.
За год вокруг команды президента произошло несколько скандалов. Тайная поездка Зеленского в Оман, цель которой власть не могла четко объяснить. Видеозаписи с братом руководителя Офиса президента Денисом Ермаком, который якобы торгует должностями во власти. Как эти ситуации характеризуют власть и украинцев?
Они показывают, что мы добрые люди и готовы прощать. А также раздробленность и бессилие гражданского общества.
История с братьями Ермаками дотянулась до карантина, когда все начали думать, где купить маску. Ее “заиграли”. Но этот факт обязательно выстрелит в будущем, такие вещи не исчезают бесследно.
С чем власть выйдет после кризиса?
Люди запомнят, что в Украине умерло меньше, чем в Италии Зеленский молодец. Но с катастрофической экономикой гад. Что обменяют пленных дай Бог здоровья. А недавно украинского военного убили капитулянт.
Сегодня общество не просто разделено, оно сидит по домам. Наблюдаем за картиной, которая усиливает министра внутренних дел Арсена Авакова. Он кажется министром всего. Правление Зеленского запомнится усилением ментовской вертикали или переворотом. Есть такое опасение.
За год президентства Зеленского у нас второе правительство, второй руководитель его Офиса и второй генпрокурор. Что означают такие быстрые смены кадров?
– Склонность к очарованию, что приводит к разочарованию.
Оказалось, что Руслан Рябошапка, которого Владимир Зеленский считал “на 100 процентов своим человеком”, назвал дело об убийстве Павла Шеремета юридическим трешем и не передал в суд. Не передал обратно полиции дело одесского активиста Сергея Стерненко (24 мая прошлого года на него напали возле его дома двое. В стычке нападающий Иван Кузнецов получил смертельное ранение в живот ножом. Это было третье покушение на активиста. Следствие ведет Служба безопасности Украины. ГПУ), потому что есть доказательства причастности полиции к покушениям на него. А нужен результат. Кто может его дать? Здесь Ирина Венедиктова (нынешний генеральный прокурор, назначенная 17 марта. ГПУ) говорит: “Я”.
Эти очарования-разочарования – персональная черта президента, заложники которой – мы все и государство.
У общества был страх, что Зеленский пошатнет страну в сторону России. Нормандская встреча однако показала, что он не пересек “красные линии”. При этом от его соратников звучат предложения то о платформе примирения, то о консультационном совете с сепаратистами. Как охарактеризовать политику президента по Донбассу?
– Предатель ли Зеленский? Бесспорно, нет. Он чувствует себя украинским президентом и готов бороться за национальные интересы, как их понимает. Но короля играет свита. Президент – верхушка айсберга. Внизу его команда. Люди там разные. Желание давать простые ответы на сложные вопросы идет от того, что никто из них политикой не занимался.
У Зеленского была идея “просто перестать стрелять”. Она не сработала. Есть ли у него другие?
Должны опираться на западных партнеров, слушать их советы. Иначе останемся один на один с врагом. Но должны опираться на сильную армию, сплоченных граждан, глубокую линию обороны и понимание стратегии победы. Нужно осознавать, что Ангела Меркель или Эмануэль Макрон наши союзники настолько, насколько это соответствует их интересам и представлению их избирателей о том, что такое хорошо и что такое плохо. Надо показать свою необходимость и полезность европейской системе безопасности и общественной архитектуре.
За год президент практически полностью взял на себя управление правительством и Верховной Радой. Какие это будет иметь последствия в перспективе четырех лет?
Ситуация неестественная. Есть одна точка принятия решений Офис президента. Собрались там руководители ветвей власти, перетерли и разошлись по своим центрам доказывать волю гаранта. Это привет из шоу-бизнеса. Когда есть продюсер, режиссер, сценарист, подтанцовка. Все работают на звезду. В государстве эта схема не действует.
Как власть показала себя во время пандемии и кризиса?
Власть должна давать ощущение ясности. Это минимум не может помочь, должна сказать, что происходит. Мы имеем на это право.
Как этот год чувствовали себя люди, которые не голосовали за Зеленского?
Ужасно. И вели себя так – “не надо ему помогать, пусть обосрутся”. Я за Зеленского тоже не голосовал. Но он президент моей страны. Давайте вместе думать, что делать с тем гарантом, которого имеем. Украина у нас одна, должны работать.
7 областей ни разу не посетил президент Владимир Зеленский за год. Это Винницкая, Волынская, Кировоградская, Сумская, Черновицкая и Черниговская. За это время президент совершил 18 поездок за рубеж и имел 26 командировок по стране.
Должности получили “кварталовцы”
Владимир Зеленский назначил на ключевые должности в Офисе президента людей из ближайшего окружения. Сергей Шефир товарищ и бизнес-партнер Зеленского стал первым помощником. Сергей Трофимов первый заместитель руководителя ОП. До этого работал исполнительным продюсером студии “Квартал 95”. Юрий Костюк был там сценаристом. Сейчас – заместитель руководителя офиса. Ирина Победоносцева в “Квартале” была директором по развитию. Стала главой департамента информационной политики ОП. Иван Баканов друг детства Зеленского, руководитель и юрист студии “Квартал 95”. Возглавил Службу безопасности. В Совет нацбезопасности и обороны советниками назначили шоумена и креативного продюсера “Квартала” Сергея Сивоху и Максима Ткаченко, который был продюсером и гендиректором компании “Квартал-Концерт”. Сивоху после скандала уволили. Друг президента Андрей Ермак стал помощником главы государства по международным вопросам. С февраля руководит Офисом президента.
За год без должности остались люди, которые были в команде президента с самого начала руководитель ОП Андрей Богдан, секретарь СНБО Александр Данилюк, генпрокурор Руслан Рябошапка.