Для олигарха Рината Ахметова создали монополию на Укрзалізниця. Об этом сообщает ZN.UA
Компании с орбиты олигарха за последние пять лет одержали победу в тендерах на более 7 млрд грн.
Чаще всего они конкурируют друг с другом, а предпосылки для монопольного положения продукции “Метінвест” создала сама железная дорога, пишет руководитель проекта “Zалізниця без корупції” Владимир Даценко.
Например, в тендере на закупку рельсов на 670 млн грн участвуют только двое участников “Метінвест-СМЦ” и “Сота Україна”. Оба являются дилерами “МК “Азовсталь”.
“Азовсталь” и “Метінвест-СМЦ” входят в единый холдинг “Метінвест”, конечным бенефициаром которого является Ахметов.
Другой тендер на 1,5 млрд грн “Метінвест-СМЦ” разыгрывает с другим дилером холдинга – “Металоцентри Комерс”.
Фирму “Сота Україна” создали 2017 года. И она начала побеждать в тендерах в первый же месяц после своего основания, реализуя Укрзалізниця метинвестивский металлопрокат.
Официальным владельцем компании записано латвийский “Сота-Онлайн Холдинг”. Это ИТ-компания, которая ничего общего с металлопрокатом не имеет.
Фирма является классической виртуальной “прокладкой”, через которую перегоняют деньги, говорится в публикации. В целом она заключила контрактов с железной дорогой на 1,5 млрд грн. И не первая, кто реализует продукцию Ахметова железнодорожникам.
До нее прокат “Метінвест” на УЗ поставляла компания “УТМК”. Ее зарегистрировали в квартире в Киеве, где зарегистрировано еще около 1120 компаний. По уровню концентрации фирм на квадратный метр квартира даст фору Нью-Йоркской бирже. Компании тоже связывают с Ахметовым.
Вокруг тендеров УЗ существует еще ряд компаний-дилеров холдинга олигарха.
“МД Групп” встречалось в тендерах по “Метінвест-СМЦ” 112 раз, с “Сота Україна” – 41 раз, не выиграло ни одного тендера;
“Альфа-Метал-Компані” поставило на УЗ продукции “Метінвест” на полмиллиарда гривен;
“Металоцентри Комерс” – формальный конкурент в тендерах на поставку рельсов “Метінвест-СМ”;
“Фірма Вікант” – формальный конкурент “Метінвест-СМЦ” и “Сота Україна”.
Все эти компании предлагали продукцию заводов “Метінвест” и слаженно разыгрывали между собой сотни тендеров железной дороги. За последние пять лет компании разыграли более 900 тендеров на почти 7 млрд грн.
Вагоны, которые строит УЗ по прокату Ахметова, потом пойдут тому же олигарху. Большую часть парка вагонов УЗ отдает в аренду логистическим компаниям. Одной из них является “Метінвест-Шиппінг”.
Цена годовой аренды вагона составляла около 15% его стоимости. То есть УЗ сможет отбить стоимость вагонов только через семь лет аренды. А если учитывать текущие расходы на обслуживание и ремонт вагона, то цена аренды чуть перекрывает его реальную себестоимость. Такое соглашение можно считать беспроцентным кредитом для компании Ахметова.
Состояние Рината Ахметова за год выросло почти втрое – с $2,8 млрд до $7,6 млрд, сообщало издание Forbes Україна.