Год назад, 23 февраля 2018, министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что построит в Украине Hyperloop. Это вакуумный поезд, который позволяет двигаться со скоростью около 1200 км / ч.
Омелян анонсировал основание Центра транспортных инноваций Hype UA, который должен создать тестовую площадку для реализации проекта Hyperloop в Украине.
Hyperloop через несколько лет может соединить крупные города США, Канады, Индии. В Китае пытаться запустить свою собственную систему. 2 октября, американская компания Hyperloop Transportation Technologies представила первую в мире полноразмерную пассажирскую капсулу Hyperloop в испанской провинции Кадис.
В Украине проект планируется запустить в течение 5-10 лет в Днепре. Также есть идеи построить Hyperloop “Киев-Одесса”. Приблизительная стоимость этого – $3,6 млрд. Хотя точные цифры пока нельзя спрогнозировать. Такая система теоретически позволит за 40 минут перемещаться из одного города в другой.
В конце января этого года Национальная академия наук назвала проект строительства Hyperloop в Днепре перспективным.
Действительно ли за 5 лет можно построить сверхбыстрый поезд между украинскими городами Gazeta.ua рассказал экономист Алексей Кущ.
“Вбрасывают идеи, которые нельзя реализовать ни завтра, ни послезавтра. Так затмевают те проблемы, которые действительно есть в украинской логистике. За последние годы Украину почти полностью исключили из нового шелкового пути, который Китай использует для поставок товаров в Европу. Украину практически исключают из европейских автомобильных коридоров, потому что состояние дорог у нас катастрофическое. Беларусь здесь эффективнее – не заявляет о строительстве Hyperloop, но там строят платные автобаны, соединяющие север с югом, а запад с востоком. Карта Европы из-за большого количества автобанов выглядит как красная сетка. Украинская карта автобанов выглядит как маленькая точка – это дорога из Киева в аэропорт “Борисполь”. Железная дорога не справляется – экспортеры зерна месяцами ждут зерновозы, экспортеры металла не могут получить грузовой поезд. Железная дорога не может выполнить функцию плеча для экономики.
Это тот момент, когда надо строить дороги, модернизировать железную дорогу. Но звучат предложения строить Hyperloop. Хотя с экономической точки зрения это не выгодно. Он целесообразен, если нужно соединить крупные мегаполисы – где ежедневно движутся миллионы людей. Окупаемость этого проекта в США или Китае – 20-30 лет. В Украине он будет убыточным. Еще со времен Януковича чиновники увидели в разработках громких проектов золотую жилу. На этапе разработки можно закладывать расходы от 5-10% будущей себестоимости. Даже если заложить 1-2%, на проект запуска Hyperloop можно выделить несколько десятков миллионов долларов. Эти инвестиционные проекты подаются под пикантным соусом – есть инвесторы, но государство должно профинансировать технико-экономическое обоснование. Мол инвесторы придут потом. А для начала надо за бюджетные средства профинансировать проектную стадию. Как правило, появляются десятки проектов на сотни миллионов. Эти деньги очень легко “освоить”. На выходе – затраты государственных средств на сотни миллионов и пара файлов никому не нужного бумажного “спама”.
На крайний случай можно пригласить на подписание меморандума очередного “лыжного инструктора” из Испании. После Каськива, который 2010-2014-го был председателем Государственного агентства инвестиций, осталось много проектов, которые так и не были реализованы. Тоже самое происходит и сейчас. Документация и несколько круглых столов – и все, есть проект. Эта схема работает за счет государства. И конца этому нет “.
В мае 2019 белоцерковский аэропорт получит статус международного. Такое заявление сделал Владимир Омелян 5 февраля. Планируется организовать грузовые перевозки, базирование самолетов, пассажирские перевозки в системе лоукост. Общая стоимость проекта, по подсчетам европейских экспертов, составит $ 67 млн на 3 года.