Правительство во главе с премьером Денисом Шмыгалем работает третий месяц. На должностях до сих пор нет министров – культуры и информационной политики, образования и науки, энергетики и защиты окружающей среды. На этой неделе во фракции “Слуга народа” назвали фамилии кандидатур – Александра Ткаченко на Минкульт, Романа Абрамовского – Минэкологии, Ольгу Стефанишину – вице-премьером по вопросам европейской и евроатлантической интеграции. Тем временем в парламенте идут разговоры об отставке министра внутренних дел Арсена Авакова.
О ситуации вокруг Кабмина Gazeta.ua говорит с политологом Владимиром Фесенко.
Это хорошие кандидатуры для усиления правительства?
– Практика покажет. Сейчас бы с выводами не спешил. Ольга Стефанишина работает на этом направлении, знает, как действует правительственная машина. Другое дело, что вице-премьер – статусная должность, предполагает личный политический авторитет. У нее такого авторитета нет. У Пристайко есть, как бывшего министра иностранных дел. Вероятно у действующего вице-премьера не сложились отношения с Офисом президента.
Правительство достаточно новое и молодое. Министров с опытом можно посчитать буквально по пальцам одной руки. В этом смысле Стефанишина не будет слишком отличаться от других министров.
По Ткаченко – все просто. Он председатель профильного комитета. Долго работал руководителем одного из крупнейших и самых популярных в Украине телеканалов. Опыт, личный авторитет имеет.
Одно из слабых мест предварительного и нынешнего правительства – отношения с парламентом. У Ткаченко с этим проблем не будет, потому что является выходцем из фракции монобольшинства. Министерство культуры не очень богатое, ресурсов на всех не хватает. Вот здесь могут возникнуть проблемы.
Три месяца ряд министерских должностей вакантны. Мало желающих?
Да. Одна из причин, потенциальные кандидаты не уверены, а сколько вообще это правительство проработает. Кроме того, если речь идет о должности в экономическом блоке, есть опасения – смогут ли они овладеть ситуацией. Все же глобальный экономический кризис, проблемы большие. Фактически новые министры должны выступать в роли антикризисных менеджеров.
Кто-то не хочет рисковать своей репутацией. Кто-то не хочет идти на должность, на которой он может работать полгода или чуть больше. Такие опасения ограничивают круг претендентов.
Приближается отметка в 100 дней правительства Шмыгаля. Что можем сказать о его работе?
С точки зрения удерживания очень непростой ситуации, они стали эффективными исполнителями. Безусловно ключевые решения принимались в ОП. Первые 100 дней – это фактически период борьбы с эпидемией коронавируса. Правительство выполняло с проблемами, задержками – на тройку с минусом. Один из показательных сбоев – несвоевременная выплата 300% надбавки медикам. Или недостаток защитных костюмов.
Но при всех сложностях, нехватки ресурсов удалось удержать эпидемиологическую ситуацию. В Украине она гораздо лучше, чем в России, Беларуси или многих европейских странах.
Есть противоречия, много критики по отрасли энергетики – там явный перекос в сторону тепловой генерации. Идет борьба интересов.
Правительство не выглядит мощным. Ключевые решения принимаются на Банковой
В чем проблема правительства Шмыгаля? Оно не выглядит очень мощным. Не стало самостоятельным центром управления. Правительство – неоднородно. Есть те, кого подозревают в личном самопиаре – как министр здравоохранения Степанов. Есть министры с особым статусом – как Аваков. Есть мощные, хотя и достаточно молодые – Кулеба, Резников, активно работают на своих направлениях. А есть абсолютно незаметные.
Ведущую роль играет ОП, правительство как исполнитель помогает – удалось решить вопрос с новым соглашением с МВФ.
Как правительство новичков – они не уверены. Не хватает настойчивости.
В Верховной Раде собирают подписи об отставке Авакова. Насколько это вероятно?
Вероятность – не высока. Отставки требует оппозиция. По политической логике, если оппозиция требует отставки кого-то из министров, власть не должна этого делать. Поскольку это будет проявлением слабости и уступкой оппозиции. После всех последних событий токсичность Авакова существенно возросла. Но увольнять его будут только по инициативе президента. Когда решит Зеленский. Поскольку сейчас такой контекст, что не президент является инициатором, то сейчас отставки не будет.
Второй важный момент – нужна замена. С ней еще не решено. Министра могут поменять, когда полностью будут менять Кабмин. А менять Авакова отдельно – вряд ли.
Если не произойдет чего-то форс-мажорного и не прогнозируемого, то менять Авакова до местных выборов не будут.
Программу действий Кабмина не поддержали в комитетах, отправляют на доработку. Почему такая критичность со стороны монобольшинства, которое голосовало за это правительство?
Не только монобольшинство. Критика идет и от других фракций. “Голос”, который явно симпатизировал правительству Гончарука, к правительству Шмыгаля относится более критично.
Премьера, и.о. министра энергетики подозревают в связях с структурами Ахметова. Это также добавляет критичности.
На сколько слышал от многих депутатов – программа слабая. Это фактически набор тезисов, лозунгов. Программа должна быть более основательной, конкретной.
Депутаты не хотят повторять ошибки, которая была с правительством Гончарука. Тогда было много романтических надежд, утвердили тоже слабую программу, которую тоже поспешно написали.
Премьера связывают с Ахметовым. Это добавляет критичности
Поэтому наиболее вероятный вариант – сейчас программу утверждать не будут. Собираются отправить на доработку. Некий акт воспитания правительства, чтобы относились к парламентским комитетам с большим уважением, более активно сотрудничали с ВР.
По Конституции утверждение программы нового правительства означает, что есть год иммунитета для него. Однако мы уже увидели по Гончаруку, если президент не доволен – никакой иммунитет не сработает. Вопрос с утверждением программы правительства Шмыгаля будет решаться в июне.
Саакашвили, который ранее заявлял, что Зеленский предлагал ему должность вице-премьера, сейчас является председателем Исполнительного комитета реформ при президенте. Какова его дальнейшая политическая судьба?
Это зависит от деятельности правительства и главное – от отношения Зеленского к Шмыгалю и Саакашвили.
Один из сценариев – Саакашвили ничего особенного не достигнет и со скандалом, конфликтом будет обвинять в своих неудачах правительство и даже самого президента. Хотя пока с уважением относится к Зеленскому.
Второй вариант – уйдет без скандала. Если, например поменяется ситуация в Грузии, может туда вернуться. Саакашвили разрывается между двумя странами. То на грузинском направлении активен, то – в Украине.
Если Зеленский разочаруется в Шмыгале, а Саакашвили сможет доказать президенту, что на практике может воплотить реформы, которые разрабатывает. Если будет такой контраст, тогда Саакашвили может оказаться в правительстве. И здесь снова два варианта. Один непростой (удастся ли это реализовать через парламент) – претендовать на должность премьер-министра.
Второй – более умеренный. Саакашвили может оказаться в правительстве, но не первым лицом, а как ранее планировалось – вице-премьером. Или например министром экономики.