Осенью в Украине должны состояться местные выборы. Как к ним готовится Центральная избирательная комиссия. Кто должен заплатить за работу 600 тыс. членов комиссий, если в госбюджете статью расходов урезали. А также, когда можно будет провести выборы на оккупированных территориях Донбасса. Об этом Gazeta.ua рассказал председатель Центризбиркома Олег Диденко. Он возглавляет ЦИК с октября прошлого года.
– Недавно были в Норвегии. Там молодежные крылья партий проводят школьные выборы. Детям еще в школе доносят понимание, что выборы важны, и каждый несет ответственность за результат своего волеизъявления. Такие практики хотелось бы внедрить у нас. Сформировать избирательную культуру, – говорит 40-летний Олег Диденко.
ЦИК утвердила порядок, который позволяет изменить место голосования независимо от регистрации. Это будет касаться и внутренне перемещенных лиц. Большинство экспертов положительно оценивают такую смену. Как это повлияет на процесс выборов? И не приведет ли к туризму избирателей?
Верховная Рада в законе предусмотрела предохранители. Изменить адрес голосования можно в период между и в течение первых пяти дней избирательного процесса. То есть – когда еще нет кандидатов. Далее избирательный адрес менять нельзя. Это реально сделать не чаще, чем раз в 180 дней – два раза в год.
Из госбюджета на подготовку к местным выборам изъяли около 1,2 миллиарда. Остался миллиард. Этого недостаточно
Cтарт кампании местных выборов должны объявить в июле. Насколько страна готова к ним финансово, организационно и законодательно?
По каждому из этих направлений есть проблемы. На финансы повлияла ситуация с коронавирусом и карантином. Из денег, которые были заложены в госбюджете на подготовку к местным выборам, изъяли большую часть – около 1,2 миллиарда. Остался миллиард. Это не может не сказаться на избирательном процессе. Хотя в некоторых народных депутатов есть понимание проблемы и мысли вместе с Кабмином вернуться к этому вопросу накануне выборов. Хотят найти средства.
Из-за недостатка финансов нет возможности модернизировать информационно-аналитическую систему “Выборы” под новое законодательство. А это необходимо, ведь был принят Избирательный кодекс, введены новые избирательные системы. Мы не можем разворачивать систему региональных представительств ЦИК. А они могли бы улучшить организацию выборов.
Среди организационных самая большая проблема – это незавершенность административно-территориальной реформы. Она фактически перешла в стадию принудительного формирования громад, когда Кабмин имеет право определить границы их территорий и соответствующие центры. Это касается тех громад, которые добровольно не объединились. И, возможно, уже объединенных громад, которые недостаточно способны. Процесс продолжается. Вместе с этим планируют пересмотреть границы районов. Это все влияет на подготовку к выборам.
Как именно?
Мы фактически не знаем, в каких пределах назначат местные выборы. Такие изменения повлекут другие, например, в логистике. Если в регионе будет 800-900 участковых избирательных комиссий, то районной территориальной избирательной комиссии будет сложно ли невозможно их сформировать. А затем принять от них избирательную документацию. Надо думать, как изменить отдельные процедуры. Все это происходит параллельно. Мы не понимаем, когда реформа завершится, и как это оформят.
Значительной доработки требует Избирательный кодекс. Там много несогласованных моментов
Законодательно страна готова к местным выборам?
Значительной доработки требует Избирательный кодекс. В первую очередь книга четвертая, которая касается местных выборов. Во время работы над законом ей уделили меньше внимания. Планировалось, что введут в действие позже. В конце концов приняли. Там много несогласованных моментов. В ВР уже зарегистрирован законопроект, направленный на соответствующие изменения. Но времени остается все меньше.
Высокие шансы, что Кодекс будет изменен. И гарантий нет. Неопределенность осложняет жизнь всем – и организаторам выборов, и политическим партиям, и кандидатам.
Сколько времени есть, чтобы Рада внесла изменения и вы смогли войти в избирательный процесс не в авральном режиме?
Время потеряно. Мы уже будем входить в избирательный процесс в авральном режиме. Если придерживаться процедуры, определенной регламентом Верховной Рады, соответствующий закон может быть принят в лучшем случае в середине июля. До старта кампании останется месяц-полтора. Это очень мало. Разве что будет какая-то оптимизация процедур.
Из-за карантина могут ввести чрезвычайное положение и перенести выборы
Карантин повлиял на подготовку выборов и как еще может повлиять?
Он повлиял на финансирование. И также усилил неопределенность. Мы не знаем, что будет осенью. Хотелось бы верить, что все успокоится. Если будем иметь ситуацию легкой угрозы, надо будет принимать меры для защиты жизни и здоровья избирателей, членов комиссий. Нужны будут дезинфицирующие и средства индивидуальной защиты, дистанция и тому подобное. Это мы уже видели на выборах в 179 округе (округ на Харьковщине. Там 15 марта прошли довыборы в Верховную Раду. Участки дезинфицировали, а члены комиссий работали в масках. – Gazeta.ua). А возможно возникнет реальная угроза для жизни граждан. Тогда это станет основанием для введения чрезвычайного положения и переноса избирательного процесса. Но это будет решать не ЦИК.
Где брать деньги на средства защиты при условиях ограниченного бюджета?
Насколько я понимаю, эти расходы должны финансироваться через спецфонд, созданный для предотвращения распространения коронавируса. Ведь Избирательный кодекс не предусматривает расходование средств на эти цели при организации избирательного процесса. Гарантировать безопасность должны также органы власти на местах. Но как это будет на практике, пока неизвестно.
Избирательные комиссии должны быть независимыми. И у нас не предусмотрено их партийное финансирование
Хватит ли средств, которые остались, на проведение выборов?
Миллиарда гривен хватит на все организационные мероприятия, кроме оплаты труда членов комиссий. Это – самая большая статья расходов. На нее закладывали 1,2 миллиарда гривен. Будет сложная новая избирательная система и, возможно, продлится карантин. В таких условиях отказываться от финансирования членов комиссий неправильно и опасно.
Отдельные народные депутаты высказывают мнение, что местные организации партий и кандидаты обеспечат работу комиссий. Они будут вынуждены найти волонтеров. С точки зрения международных стандартов, партийное финансирование членов комиссий считается неправильным. Избирательные комиссии должны быть независимыми. И у нас не предусмотрено партийное финансирование членов избирательных комиссий.
Сколько членов комиссий всех уровней будут работать на местных выборах?
Около 600 тысяч.
Мы говорили о принятии закона об административно-территориальной реформе. Когда ВР должна ее завершить?
До назначения выборов. Второй момент – изменения избирательного законодательства. Верховная Рада по Конституции должна назначить очередные местные выборы не позднее 90 дней до дня голосования. А избирательный процесс начинается за 50 дней.
Значит, есть полтора месяца на завершение реформы?
Ориентировочно так. Иначе выборы состоятся по той системе административно-территориального устройства, которая есть.
Что это значит?
Моделируем ситуацию. Проводим выборы по действующему административно-территориальному устройству. А после этого происходит реформа. Изменяется количество районов, территориальных громад, их границы. Трудно сказать, что будет. Теоретически возможны два варианта до следующих очередных выборов работают органы местного самоуправления, которые будут сформированы на выборах осенью этого года. Или в связи с образованием новых районов, громад придется проводить еще одни местные выборы после очередных – первые.
Во многих странах ЕС выборы перенесли на год-два. Могут это сделать в Украине? От кого зависит?
Это зависит от президента и Верховной Рады. Возможность переноса выборов есть. Первая – внести изменения в Конституцию относительно сроков проведения местных выборов. Но оснований для этого нет и об этом никто даже не говорит. Вторая – норма Конституции, которая запрещает проведение выборов в условиях военного или чрезвычайного положения. При наличии таких оснований президент издает соответствующий указ, который должна утвердить Верховная Рада.
В парламенте рассматривают изменения в Избирательный кодекс. Недавно в “Слуге народа” озвучивали ряд предложений. В частности, установить “национальный барьер”: региональный политический проект должен по стране набрать 5 процентов, чтобы получить место в местной власти. Как оцениваете такие идеи?
Это осталось на уровне разговоров. В законопроекте, который внесен в ВР, таких инициатив нет. Местные выборы не общегосударственные. Сама их природа противоречит установлению общегосударственных барьеров или ограничений.
Кандидатов может быть так много, что бюллетень не сможем изготовить технически
Также планируют уменьшить денежный залог в 9 раз. Формулу 4 минимальные зарплаты на каждые 10 тыс. избирателей меняют на 4 минимальные зарплаты на каждые 90 тыс. избирателей. Что это даст? И не возникнут другие риски – скажем, что в мэры будет баллотироваться по 40 человек?
Вопрос денежного залога деликатный. В этом плане мне легче – ЦИК не определяет его размер. Понимаю сложность и политизированность вопроса. С одной стороны, есть необходимость обеспечить доступность кандидатам для участия в выборах. А с другой – обезопасить себя от злоупотреблений.
ЦИК больше беспокоит тот аспект, о котором говорите. Кандидатов может быть так много, что бюллетень не сможем изготовить технически. Или он будет таким шрифтом напечатан, что невозможно прочитать. Надо учитывать и технические возможности оборудования, на котором их печатают. Должны найти баланс.
Это полномочия Верховной Рады. Дискуссии о размере залога продолжаются. Проект закона прошел первое чтение. А в комплексном законопроекте об изменениях Избирательного кодекса несколько иной подход. Там предлагают уменьшить залог в четыре раза, а не в девять. Его только зарегистрировали, но уже понятно, что окончательно решение этого вопроса у народных депутатов пока нет.
В самых маленьких громадах избиратели получат по 4 бюллетеня. Насколько это затянет подсчет?
Так было и раньше на местных выборах. Избиратели получали от 2 до 6 бюллетеней. Ситуацию осложняет пропорциональная избирательная система с открытыми списками. Каждая дополнительная партия в бюллетене по этой системе – это как еще один бюллетень в одномандатном округе по технологии подсчета. Потому считают сначала бюллетени в поддержку организации партии, затем по каждой организации партии – голоса за каждого кандидата в списке. Это значительно увеличивает время подсчета.
Как можно организовывать что-то там, где не действуют органы власти Украины?
Постоянно всплывает тема выборов на оккупированных территориях Донбасса. Как часто обращаются к вам за консультациями относительно их?
С технической точки зрения сейчас нет предпосылок для организации выборов на этих территориях. Во-первых, у нас есть закон: на временно оккупированных территориях выборы не организуются и не проводятся. Во-вторых, как можно организовывать что-то там, где не действуют органы власти Украины? С помощью каких механизмов?
Такие заявления делают в Офисе президента.
Заявления которые делаются, направлены в первую очередь на возвращение временно оккупированных территорий под контроль Украины. Я не слышал ни одного заявления о проведении выборов без обеспечения условий безопасности, проведения выборов до восстановления контроля над государственной границей или проведения выборов вопреки международным стандартам. Я убежден, что все украинцы хотят, чтобы очередные местные выборы состоялись на всей территории Украины. А временно оккупированные территориях были освобождены как можно быстрее. Но проведению выборов должна предшествовать деоккупация территорий, их освобождение.
Выборы проходят в условиях, когда будет гарантирована безопасность. Выборы в Украине и без оккупации бывали часто конфликтными. А когда территория после военных действий, когда у людей на руках оружие, рисков гораздо больше. Надо готовиться взвешенно.
Кроме того, для организации избирательного процесса местных выборов на деокупированных территориях там должны возобновить свою работу органы власти Украины, суды, правоохранительные органы, банки, средства массовой информации. Политические партии должны возобновить работу ячеек. Непонятно, какие граждане там фактически проживают, кто может быть включен в список избирателей, в каких помещениях проводить голосования, как обеспечить право голоса временно перемещенным лицам. В идеале, было бы хорошо дать время на реинтеграцию территорий, на изменение сознания избирателей.
Подытоживая, для организации выборов на этих территориях необходимы восстановление государственного суверенитета Украины, обеспечения гарантий безопасности граждан, так и соответствующее законодательное урегулирование.
Насколько защищена наша система “Выборы” от внешнего вмешательства?
У нас комплексная система защиты информации. По результатам государственной экспертизы она получила Аттестат соответствия Госспецсвязи. Но ее надо модернизировать под новую избирательную систему.
Сколько на это нужно денег и времени?
Ориентировочная сумма – около 84 миллионов гривен. Но это не только для местных выборов. А и президентских и парламентских. Кроме того, в эту сумму заложена возможность развертывания системы до уровня участковых избирательных комиссий, по крайней мере – на общегосударственных выборах.
По времени – несколько месяцев точно. Надо провести закупки, заключить договора, разработать соответствующее программное обеспечение, настроить оборудование. Предварительно считали, чтобы в штатном режиме модернизировать и развернуть новую систему к местным выборам, начинать стоило в конце марта.
Проблемой остается подкуп избирателей. Кандидаты каждый раз находят более оригинальные способы обойти закон. Но за все время несколько человек получили наказание. Почему?
Подкуп избирателей – это преступление, которое трудно фиксировать и доказывать. Фактически коррупционное правонарушение, где есть два выгодоприобретатели и нет потерпевшей стороны. Она обезличена, поскольку от подкупа теряет общество в целом. Зато общество, в большинстве своем, не понимает его опасности. А для многих избирателей подкуп является нормой. Пока это не изменится, бороться трудно. Можно сказать, что так происходит легализация коррупции.
У нас очень высокий уровень лояльности к избирательным правонарушениям. Надо большая разъяснительная работа. Усилением ответственности мало чего можно добиться. Наказание должно быть в первую очередь неотвратимым. Но главное – сформировать у граждан нетерпимость даже к мысли о возможности манипулирования результатами выборов и осознание большого уровня общественной опасности от таких действий. Многие люди отдали жизнь за право свободно избирать власть.
В странах развитой демократии можно без паспорта получить бюллетени. Когда их спрашиваешь: “Как? Это же могут быть злоупотребления”. Они удивляются: какие? Их уровень сознания не допускает мысли о фальсификации выборов.
Выборы – это в первую очередь не о технологиях, а о доверии
Недавно было заявление Минцифры, что они разрабатывают систему электронных выборов. Когда ее можно будет испытать? Подходит ли она Украине?
ЦИК не является участником этих процессов. Однако технологии – это будущее всего мира. И в сфере выборов тоже. Но к этому надо подходить осторожно. Выборы – это в первую очередь не о технологиях, а о доверии. В Украине особые риски. Есть военная агрессия России. Можем ожидать вмешательства в систему выборов, когда речь идет об интернет-голосовании. Такие выборы проходят в условиях неконтролируемого среды. Избиратели голосуют неизвестно где, неизвестно под чьим контролем, непонятно как эти голоса потом пересчитать и убедиться в правдивости установленных результатов.
Часть этих вопросов можно решить технически, но не все.
У нас в избирательном процессе еще много злоупотреблений, поэтому к новациям надо относиться осторожно, учесть все плюсы и минусы, внедрять постепенно. Упрощение избирательного процесса за счет внедрения тех или иных технических решений, повышение комфорта, оперативности, удобства избирательных процедур важно. Но должно происходить не в ущерб доверию к результатам народного волеизъявления и не в ущерб международным обязательствам Украины.
Депутаты или политические партии настолько боятся злоупотреблений, им страшно внедрять эффективные вещи
Перед каждыми выборами возникает вопрос профессионализма членов комиссии. На местах партии или кандидаты пытаются каждый раз находить людей, которые имеют хоть минимальный опыт работы в комиссиях. Как выйти на уровень, когда хотя бы часть членов комиссий будут заниматься этой работой профессионально?
Я сторонник профессионализации работы избирательных комиссий. Сейчас все упирается в возможности государства.
Мы еще до принятия Избирательного кодекса подавали предложение, чтобы на базе территориальных представительств ЦИК формировать хотя бы руководящий состав комиссий. Для начала окружных. Это позволило бы повысить профессионализм и снять проблему с квотами партий в руководстве комиссий. Там всегда есть злоупотребления. Но идею негативно восприняли народные депутаты. Якобы, это форма админресурса. Критика была настолько острая, что в ближайшее время это намерение реализовать не удастся.
Депутаты или политические партии несколько боятся злоупотреблений, им страшно внедрять эффективные вещи.
В предыдущем составе ЦИК вашу кандидатуру подавал “Удар”. Теперь “Слуга народа”. Почему согласились?
Согласился, потому что не вижу в этом проблемы. Почти все мое профессиональная жизнь связана с выборами. Понимаю, как можно усовершенствовать работу комиссии и избирательный процесс в целом. Хотел продолжить этим заниматься.
Неправильно и упрощенно сводить вопрос к партии, которая подает кандидатуру. Члены комиссии должны соблюдать внепартийной позиции. Все остальное является нарушением закона. Коллектив у нас профессиональный.
Мы ни один закон не нарушили. Понимаю реакцию людей
Перед нашим разговором в медиа появилась информация, что вы и другие члены комиссии за апрель получили высокие заработные платы – от 244 тысяч до 361 тысяч гривен. Это достоверная информация?
Здесь есть и правда, и неправда. Информация пошла такая, что ЦИК получили зарплаты в обход закона (на период карантина Верховная Рада ограничила зарплаты чиновников до 10 минимальных зарплат – 47 230 грн. – gazeta.ua). Но мы ни один закон не нарушили. Рада предусмотрела ограничение заработной платы, но они не распространяются на выплату помощи на оздоровление, отпускные, больничные. Ну и закон проголосовали 18 апреля. А вступил в силу еще позже. Заявления об отпуске и оздоровления некоторые члены комиссии писали еще тогда, когда и разговоров об этом документе не было.
Понимаю реакцию людей. На фоне общей ситуации с зарплатами это выглядит некорректно. С другой стороны этот вопрос сводится к размеру заработной платы членов комиссии. Долгое время в информационном пространстве крутятся темы, почему у нас такие зарплаты. Здесь глобальный вопрос – Украине нужна независимая ЦИК или не нужна. ЦИК – это орган, который обеспечивает реализацию власти непосредственно народом через выборы и референдум, обеспечивает формирование высших органов власти. ЦИК должна создать предпосылки и обеспечить проведение честных выборов. Если не будет честных выборов, честной власти, честных судов, правоохранительной системы, то не будет ничего. Как показывает мировая практика, ни одна антикоррупционная политика не может быть успешной без надлежащего уровня оплаты труда лиц, принимающих ответственные решения.