Четыре комитета Верховной Рады Украины направили обращение к президенту Украины Петру Порошенко и премьер-министру Украины Владимиру Гройсману с просьбой принять меры относительно неэффективной работы ПАО “Укрзализныця”, которая приводит к огромным финансовым потерям для государства.
Об этом вчера на согласительном совете руководителей фракций и председателей комитетов Верховной Рады Украины заявил председатель комитета по вопросам транспорта Ярослав Дубневич.
“В то время как план перевозок не выполняется, инфраструктура не обновляется, количество жалоб поражает, руководство УЗ занимается “ребрендингом”. Бизнесу и пассажирам нужно качество, адекватные цены и мобильность, а в Укрзализныце, когда всюду провал – нас успокаивают “ребрендингом”.
Еще три недели назад четыре Комитета – транспорта, аграрный, промышленности и предпринимательства, топливно-энергетический, направили письмо на президента и премьер-министра относительно беспрецедентной несостоятельности Укрзализныци и ее руководства обеспечить перевозку грузов, справиться со спросом на перевозки, созданием невероятной коррупции, и это при том, что от повышения цен только на вагоны парка УЗ – Укрзализныця обещала дополнительно получить 1,3 млрд. грн. – где же они!?”, – сказал Ярослав Дубневич.
В частности, в обращении к президенту и премьер-министру комитетов по вопросам транспорта, аграрной политики, промышленной политики и предпринимательства, топливно-энергетического комплекса, отмечается невыполнение ПАО “Укрзализныця” одной из главных функций – перевозки грузовых грузов. Неэффективный менеджмент и настройка операционной деятельности железнодорожной компании, неэффективное использование грузовых вагонов и тяги, срыв плана ремонтов локомотивов приводит к убыткам предприятий и всей экономике Украины.
“Аграрный сектор сейчас является важным двигателем развития экономики Украины. В частности доход от экспорта сельскохозяйственной продукции в 2017 году составил 17,9 миллиардов долларов США, при этом доля аграрной продукции в общем экспорте страны составила более 41%.
По оценкам специалистов к 2022 году урожайность зерновых в Украине может вырасти до 100 млн. тонн, при этом 70% такого урожая будет экспортировано. Кроме зерновых, нужно еще перевозить и другую сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки, а также другие виды грузов. Доля грузов металлургического назначения в общем железнодорожном грузообороте превышает 45%, энергетического – почти 20%, сельскохозяйственного – более 10%.
Для экономики Украины крайне важным является обеспечение бесперебойного экспорта сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также своевременной доставки сырья на отечественные перерабатывающие предприятия железнодорожным транспортом для дальнейшего развития сельского хозяйства и промышленности, поступления валютной выручки в страну, с целью обеспечения наполнения Государственного бюджета Украины.
Однако, из-за наличия системных проблем с логистической составляющей в этом году поставки сырья на отечественные перерабатывающие предприятия и экспорт продукции уже не выполняются в полной мере”, – говорится в обращении.
Парламентские комитеты и представители крупнейших отраслевых объединений отмечают также отсутствие локомотивов, а ремонт имеющейся тяги проводится некачественно. Как следствие, из-за отсутствия тяги и непрофессионального менеджмента остаются брошенными почти 400 грузовых поездов на 25 тыс. вагонов.
“ОАО “Укрзализныця” на сегодня обладает 3396 локомотивами, из них эксплуатируется – 2209 ед., в т.ч. 1136 ед. электровозов и 1073 ед. тепловозов. По состоянию на 01.05.2018 года с перепробегом на капитальные виды ремонта находится 768 ед. локомотивов и 297 локомотивов имеют перепробег на текущие ремонты. За 8 месяцев 2018 года осуществлен капитальный ремонт и модернизация лишь 55 ед. локомотивов, при запланированных – 222 ед. в год.
При этом, для ускорения и удешевления капитальных ремонтов было ослаблено нормативные требования и теперь локомотивы ремонтируют не только в локомотиворемонтних заводах, которые должны это делать и есть загруженными лишь на 40%, а в депо. Поэтому нередки случаи выхода из строя локомотива через несколько дней после ремонта”, – говорится далее.
Отмечают народные депутаты и на неэффективном использовании грузовых вагонов, срыве программы обновления парка, а также на сохранившейся коррупционной составляющей через ручное распределение вагонов.
“Сокращаются показатели нагрузки вагонов и их оборота. Так, в 2013 году в течение суток нагружалось 16 тыс. 119 вагонов, или 1 млн. 200 тыс. тонн грузов, оборот вагона составлял 7 суток, в 2015 году – 12 тыс. 559 вагонов, 954 тыс. тонн грузов, оборот вагона – более 9 суток, а в 2018 году (январь – июль) – всего 5-8 тыс. вагонов, 700 тыс. тонн грузов, оборот вагона вырос до 20-25 суток.
Согласно консолидированному финансовому плану ОАО “Укрзализныця” на 2018 год, утвержденному Кабинетом Министров Украины, на обновление железнодорожного подвижного состава (приобретение нового, модернизация и капитальный ремонт имеющегося парка) предусмотрено 19,2 млрд. грн. капитальных инвестиций, из которых в течение 4 месяцев 2018 года было использовано только 2,5 млрд. грн., то есть 13%. В целом освоение всех капитальных инвестиций за 4 месяца текущего года находится на уровне 13,4%, то есть около 3,620 млрд. грн. с почти 27 млрд. грн. То есть, заложены средства не направляются на определенные цели.
В то же время, при отсутствии необходимой тяги и грузовых вагонов ОАО “Укрзализныця” приостановило работу автоматизированной системы “Управление пересылкой пустых вагонов”, вернулось к ручному распределению вагонов с “акцентом на маршрутные отправки” и закрывает станции для осуществления нагрузок”, – говорится в обращении к руководству государства.
В письме-обращении четырех парламентских комитетов премьер-министра Гройсмана просили до 1 октября провести совещание с участием представителей комитетов и заслушать отчет и.о. председателя правления ПАО “Укрзализныця” Евгения Кравцова, принять безотлагательные меры для улучшения деятельности государственного предприятия и создать при КМУ постоянно действующую рабочую группу по вопросам деятельности железнодорожного транспорта.
Приводим текст обращения полностью:
Напомним, в июне представители самых больших отраслевых объединений предприятий промышленности и агропромышленного комплекса Украины уже обращались к премьер-министру Владимиру Гройсману созвать заседание правительства и заслушать отчет руководства ПАО “Укрзализныця” из-за неэффективной работы государственного предприятия и как следствие – негативных последствий для развития экономики Украины.