Президентская избирательная кампания стоит не меньше $5 млн или 139 млн грн.
Прежде, чем вешать внешнюю рекламу, кандидат обязан понять, какие тезисы писать. Понадобятся соцопросы и фокус-группы. Цена всеукраинского опроса около $10 тыс, сообщает Liga.net
Придумал программу – вешай борды. Стоимость одной площади в месяц 6-14 тыс грн. Для эффекта присутствия в городе-миллионнике нужно минимум 100 бордов.
Борды, сити-лайты и баннеры бронируют заранее, иначе цена в избирательный период возрастает в 3-10 раз.
Кандидату нужен центральный и региональные офисы. Штаб в Киеве, по правилам избирательных технологий, запускается за полгода до начала кампании. На работу нанимают менеджеров, юристов, программистов и службу безопасности. Анатолий Гриценко, например, снимает помещение в столице за 500 тыс. грн в месяц. Есть варианты подешевле. В областных центрах – 10-20 тыс. грн, а в районных – хватит нескольких тысяч.
В центральном офисе кандидата работают от одного до трех политтехнологов, формирующих стратегию кампании. Один из них возглавляет избирательный штаб. Зарплаты технологов стартуют от $2-3 тыс. до нескольких десятков.
Следующее звено – 5-10 главных исполнителей с зарплатой 20-40 тыс. грн. Они – замглавы начальника по агитации, юриспруденции, рекламе и так далее.
Сеть агитаторов – нижнее звено штабов. Непосредственно агитируют избирателей голосовать за кандидата. Самая распространённая технология “от дверей до дверей”. Одна волна обхода для райцентра стоит 1 млн грн.
Подсчитать приблизительные суммы расходов отдельных кандидатов невозможно. Усредненные цифры без джинсы и доплат, но с телерекламой и разветвленной сетью агитаторов для одной волны агитации, а также минимальным набором сотрудников в штабах – обойдуться минумум в 130 млн грн.
Согласно отчетам кандидатов в ЦИК 2014 года, Петр Порошенко потратил более 96 млн грн на выборы, Юлия Тимошенко – 56 млн грн, а Гриценко – 7,1 млн.