Одна из самых известных консервативных американских ежедневных газет The Washington Times написала аналитический материал о катастрофе, произошедшей во время международных учений “Чистое небо-2018”.
16 октября, примерно в 17:00 сделанный в России истребитель Су-27 вооруженных сил Украины разбился примерно в 300 км к юго-западу от Киева. Оба пилота, украинец и американец, погибли. В маневрах принимали участие представители девяти стран, а во время них отрабатывались действия по обеспечению защиты воздушного суверенитета, авиационного прикрытия, десантирования грузов и личного состава, аэромедицинской эвакуации, киберзащиты и операции по поиску и спасению личного состава”, – отметил представитель ВВС США в Европе. Это были одни из самых больших учений в рамках альянса НАТО. В них приняли участие более 50 единиц авиационной техники из восьми стран-членов НАТО, а также самолеты вооруженных сил Украины.
Катастрофу Су-27 необходимо тщательно расследовать. Согласно сообщениям агентства новостей УНИАН “Поскольку один из погибших пилотов самолета – военнослужащий Национальной гвардии США, американская сторона заинтересована участвовать в расследовании”. Однако, то же агентство сообщало, что “согласно украинскому законодательству, приобщать к ведению следствия их (экспертов Нацгвардии США) нельзя”. Украинцы предложили создать специальную группу, которая будет заниматься этим расследованием.
Из-за коррупции и политики украинские расследования могут длиться годами. Самолет Малайзийских авиалиний рейса MH-117 был сбит над зоной конфликта в Восточной Украине 17 июля 2014 года, в результате чего погибли 298 на борту. Через четыре года после катастрофы расследования так и не завершилось. По этому инциденту также была создана специальная группа. Зная, что Украина погрязла в коррупции, есть сомнения, стоит ли полагаться на украинскую власть по расследованию катастрофы Су-27, в которой погиб американский пилот.
Украина имеет неоднозначную историю военных операций. Всего две недели назад агентство “Ройтерс” сообщало, что “украинская власть подозревает, что за взрывами на военных складах, которые озарили небо вспышками и в результате которых были эвакуированы более 12000 человек, стоит саботаж”. Один из крупнейших и безопасных арсеналов только что взорвался. Не надо быть гением, чтобы понять, что это избавит Украину от крайне необходимых боеприпасов и может ослабить украинскую армию перед предстоящими президентскими выборами. Тогда возникает вопрос: а не является саботаж также причиной катастрофы Су-27? Отразится ли этот инцидент на отношениях между Украиной и США?
Несмотря на многочисленные взрывы на военных складах, аннексию Москвой Крыма в 2014 году и полную военную поддержку ею сепаратистских сил на Донбассе, можно было бы указать пальцем именно на Российскую Федерацию. Арсеналы не взрываются сами по себе, как воздушные шарики, а военные самолеты не разбиваются без механических неисправностей, ошибок пилота или других проблем. Всегда есть какая-то причина.
В 2017 году произошел взрыв на складе в Калиновке, где еще недавно на металлолом распылялись последние украинские тяжелые оперативно-тактические ракеты. Как пишет украинский журналист Андрей Старостин, Украина только что отметила “неоднозначный юбилей – десять лет как Минобороны во главе с Анатолием Гриценко и впоследствии возглавляемый им профильный комитет ВР нанесли очередной удар по обороноспособности государства. Они приняли решение снять с вооружения единственный на то время вид тяжелого ракетного оружия – оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) “Эльбрус” российской разработки и производства Казахстана. Ликвидация проходила на военном арсенале Калиновка Винницкой области и завершилась в начале осени 2010 года”.
Мой интерес к этой теме привел меня к Николаю Маломужу, генерала армии Украины в отставке, который возглавлял Службу внешней разведки Украины с апреля 2005 по июнь 2010 года. Маломуж считает, что США и Украина должны придерживаться своей первоначальной стратегии создания новой базы глобальной обороны в Евразии. Необходимо разработать новые рамки сотрудничества, учитывая крайне агрессивную внешнюю политику России.
Генерал считает, что Украину лишили тяжелых ракет во время “русской весны” не просто так. Маломуж убежден, что Россия использовала своих агентов влияния, которые занимают немыслимо высокие должности в Министерстве обороны; нескольких российских граждан даже назначались на должность министра обороны Украины. По его словам, Россия всегда хотела, чтобы в Украине не было ОТРК, чтобы их убрали или переместили подальше от российской границы. Россия хотела убрать все военные укрепления с востока Украины (сейчас оккупирован пророссийскими силами). “Они хотели, чтобы там вообще не было никаких военных укреплений”, – заявил Маломуж.
Россия внимательно следила за ликвидацией и категорически навязывала ограничения по неразмещению военных систем ближе к российской границе, или “это будет считаться актом агрессии со стороны Украины по отношению к России”.
Но как же Россия осуществила такую масштабную операцию? Маломуж считает, что российское гражданство министров обороны Дмитрия Саламатина и Павла Лебедева причастно к этому. Их гражданство было подтверждено украинским изданием
“Censor.net”. По словам генерала, министр обороны Анатолий Гриценко также был одним из основных сторонников процесса разоружения, хотя он и украинец.
Маломуж убежден, что эти должностные лица пытались убедить широкую украинскую аудиторию, что войны с Россией никогда не будет. Это позволило им ликвидировать военные объекты, системы и оборудования. Новейшие системы не покупались, военные операции прекратились, пилоты десятилетиями не летали, техническое обслуживание и ремонт прекратились, танки отправили на металлолом, а авианосец было продан в Китай.
Генерал Маломуж спрашивает: “Рассказывал бы министр здравоохранения общественности басни, что люди никогда не заболеют? Как же министры обороны могут говорить, что никогда не будет войны? Это можно понять в случае тех министров обороны Украины, которые на самом деле были русскими, если они стремились ослабить или уничтожить обороноспособность Украины, но какие мотивы двигали другими людьми, и почему Анатолий Гриценко, который является гражданином Украины, поддержал эти бессмысленные схемы разоружения?”.
Маломуж говорит, что “это было очевидно и специально сделано для того, чтобы свернуть украинскую программу ОТРК.
“Кто-то не хотел, чтобы украинцы могли себя защитить”, – заключает он.
“Очевидно, что в течение десятилетий не проводилось техническое обслуживание и ремонт. Российские шпионы могли способствовать возникновению проблем с саботажем, например, взрывам на складах или катастрофе самолета. Если российские граждане возглавляли Министерство бороны Украины, то что можно сказать об украинской армии”, – спрашивает он.
Именно поэтому очень важно, чтобы эксперты ВВС США внимательно следили и приняли участие в расследовании катастрофы Су-27, даже несмотря на то, что в Украине существуют определенные законы, которые не дают американским экспертам получить полный доступ. Украинское правительство не имеет морального права ограничивать доступ для американских экспертов, особенно учитывая плохую историю с проникновением русских в украинскую армию с советских времен, убежден Маломуж.
Для меня, как бывшего пилота ВВС США, это личный вопрос, и для меня очевидно, что американские военные должны быть вовлечены. Поэтому в этом отношении я согласен с генералом. Об этом говорится в материале американской ежедневной газеты The Washington Times.