В начале 90-х годов раздел советской “военной мощи” между бывшими “братскими республиками”, как правило, проходил спокойно и безболезненно. Но “распил” инфраструктуры и имущества Черноморского флота, вызвали острый конфликт между Украиной и Россией, так как на полуострове Крым – “непотопляемом авианосце”, оставались стратегически значимые ВМБ и пункты базирования флота, аэродромы, части береговой обороны и части ПВО. Летом 1992 года Ельцин и Кравчук подписали соглашение о выводе ЧФ из состава стратегических сил СНГ. Наконец, 28 мая 1997 г. в Киеве были подписаны межправительственные соглашения и детально прописан статус и условия пребывания Черноморского флота России в Крыму (до 28 мая 2017 г. Россия обязывалась платить $98 млн за аренду инфраструктуры флота).
Всего Украине (на верфях которой был построен весь авианесущий флот СССР) досталось 18,3% судов (бессистемный набор, устаревший морально и физически) и важнейшие объекты инфраструктуры, 30 советских боевых кораблей и катеров, одна подводная лодка, 132 вспомогательных судна (на восстановление всего этого требовалось не менее 500 млн гривен по ценам 1997 г.), 12 самолётов, 30 вертолётов, 227 береговых объектов, а также немалое количество техники, боеприпасов, вооружения и другого имущества. Фактически с этого момента, ВМС ВС Украины стали “ярмаркой тщеславия”, увеличивая лишь количество адмиралов (даже из сухопутных артилеристов и тыловиков) на фоне количества различных совместных учений с кораблями НАТО (с участием в основном, U130 “Гетьман Сагайдачный”, которому в 2018 г. исполнилось 25 лет) и приема различных делегаций.
Всё это – на фоне рассуждения политиков о морских амбициях державы и докладах военных о боеготовности флота (чего только стоит эпопея с аккумуляторами для пл “Запорожье” или шторм в Севастополе 11 ноября 2007 г.). На флоте пиарились и все министры обороны Украины, но из-за отсутствия полноценного финансирования (оно ежегодно составляло в среднем 10 12%, а иногда до 32%). И самое главное, желания реально заниматься флотом, реализовывался принцип: “Мы не морская держава, мы просто держава у моря”. И это несмотря на общую протяженность черноморской границы Украины в 1057 км, азовской в 250 км, из них с Россией: по акватории Азовского и Черного морей – 320 км. А в это же время, полуразвалившиеся раритеты (не участвующие в парадных и праздничных мероприятиях) ржавели у причалов, резались или продавались за гроши, а личный состав демонстрировал мощь ВМС ВС Украины песнями и плясками на разных праздниках в севастопольских бухтах, и даже вместе с будущими агрессорами.
Вобщем, ВМС ВС Украины стали для Украины чем-то вроде лёгко доставшегося, но “дорогого приза”, и она вынуждена была как-то содержать этот “приз”, доставшийся ей после раздела ЧФ СССР, хотя, следует заметить, что долгие попытки раздела в 1992-97 г.г уже тогда запустили процесс деградации ВМС ВС Украины (так же и ЧФ РФ). В 20052010 г.г. при “антироссийском” президентстве Ющенко, заявившего о готовности придерживаться положений соглашений о флоте лишь до 2017 года, Россия была вынуждена начать подготовку для перебазирования флота в Новороссийск. И хотя на то время командованием ЧФ РФ без правовых оснований использовалось: 121 земельный участок (общей площадью 37 га с более чем 160 объектами недвижимости), которые не были переданы в аренду ЧФ), 10 причалов и 42 берегоукрепляющих сооружения, в 2006 году министр обороны Украины Анатолий Гриценко заявил: “…..до 2017 г. Украина должна обеспечить абсолютно комфортное функционирование Черноморского флота на своей территории”. Ни больше, ни меньше…..
Вместо приобретения нового, современного О и ВТ для ВМС ВС Украины, финансирование шло, в основном на содержание флота и различные бесперспективные проекты (типа “корвет”). К 2009 году из 61 единицы (судов и катеров) было выведено из боевого состава 6 судов и 1 катер, а из оставшихся в строю – 90% выслужили сроки эксплуатации, около 40% были не готовы к выполнению задач. В авиации флота из 30 летательных аппаратов около 80% были технически изношены.
Потом грянули Харьковские соглашения 2010 года. ЧФ РФ почувствовал себя хозяином в Севастополе (наверное, вспомнив о обещанном “комфортном функционировании”), практически в открытую начав переоснащение и перевооружение корабельного состава. Содержание же кораблей и авиации ВМС ВС Украины так и осталось “непосильной ношей” для Украины, но, оставалось “золотой жилой” для определенных кругов военного и политического руководства….
Наиболее интенсивно флот уничтожался в 2001 2003 г.г. при руководстве ВМС ВС Украины Михаилом Ежелем. Тогда Украина потеряла фрегаты “Николаев”, “Днепропетровск”, корветы “Херсон”, “Сумы”, ракетный катер “Цюрупинск”, малый десантный корабль “Краматорск”, передан (подарен) ВМС Грузии ракетный катер “Конотоп”. С 2003г., из боевого состава выведены корвет “Измаил”, малые десантные корабли “Артёмовск”, “Донецк”, продан Греции мдк “Горловка”, ракетный катер “Умань”. А в 20122013 г.г. накануне аннексии Крыма в ВМС ВС Украины было списано семь судов. Всего за время независимости было списано и утилизировано 19 боевых кораблей и катеров, 45 судов обеспечения (в т. ч. уникальные малые десантные корабли на воздушной подушке типа “Зубр”).
После “аннексии” Крыма в 2014 г., ВМС ВС Украины практически перестали существовать. Курс на на восстановление флота был взят в 2015 году. В 2017 году командующий ВМС ВС Украины Воронченко заявил о намерении создать “москитный” флот (до 2020 г. планируется спустить на воду до 30 новых кораблей и катеров), основой которого должны стать боевые катера (такие как, артиллерийский катер пр. “Гюрза-М”, ракетный “Лань” и десантно-штурмовой “Кентавр”). “Боевое крещение” этот флот принял 25 ноября 2018 г….. В первой схватке украинской “Гюрзы” и российского “Мангуста” (катер пр.12150 береговой охраны погранслужбы ФСБ РФ), за счёт обычного российского гибридного хамства и наглости ФСБ, как и в 2014 г., пока “победил” последний – “Россия смыла позор Цусимы”….Наконец-то, произошла “формализация” российской агрессии.