15 января Комитет по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки поддержал в первом чтении законопроект № 2412 “О разведку”.
В предлагаемой Комитетом версии есть нормы, наделяющие Национальную гвардию статусом субъекта системы военной разведки, сообщает Центр противодействия коррупции.
Национальная гвардия входит в систему Министерства внутренних дел. Поэтому, если упомянутые нормы утвердят, в МВД создается полноценная параллельная система военных и правоохранительных формирований – теперь уже с возможностями разведки.
“Это означает чрезвычайные полномочия по разведке для органа в системе МВД. Нормы позволяют привлекать Нацгвардию для выполнения разведывательных задач в военной сфере. Формулировка проекта настолько широки и общие, на практике это может выйти за пределы разведки во время выполнения военных задач и превратиться в злоупотребления. Например, на выполнение задач разведки в Нацгвардии смогут иметь тайный бюджет для закупок и внедрять агентов в различные учреждения за рубежом “, – считает член правления Центра противодействия Коррупции Елена Щербан.
Сейчас исключительную компетенцию по военной разведки имеет разведывательный орган Минобороны. Президент предлагал добавить к субъектам еще отдельные воинские части и органы управления военной разведки Вооруженных Сил. Однако, Комитет решил дополнить этот перечень также и подразделениями Нацгвардии, которая пока не имеет подобных возможностей.
По этому законопроекту, подразделения Нацгвардии получат влияние далеко за пределы Украины. Ведь смогут за рубежом, на выполнение задач разведки, внедрять агентуру и организовывать спецоперации – например, иметь агентов в посольствах как украинских, так и иностранных в Украине, в правительствах, оборонных структурах других государств, международных организациях и продвигать там необходимые вопросы, получать информацию.
Это также означает фактическое получение тайного бюджета на обеспечение разведки, в том числе на покупку техники, других средств для выполнения разведывательных задач.
Учитывая, что большинство разведывательной информации и деятельности будет вне прокурорским контролем, эта параллельная система получает сверхмощный и неконтролируемый инструмент влияния.
Более того, проект вносит изменения и в Уголовный процессуальный кодекс, вводя гарантии для лиц, которым известна информация о разведывательной тайну. Такие лица не смогут быть допрошены по этим вопросам.
“С одной стороны, это логическая гарантия для разведчиков, но в контексте Нацгвардии и МВД вспоминается печально дело по закупке” рюкзаков Авакова “именно для Нацгвардии, где по данным следствия рюкзаки закупали в несколько раз дороже под кураторством сына действующего министра Авакова и его заместителя, – добавляет Щербань. – Подобные изменения существенно расширит функционал и фактическое влияние структур МВД, уже более шести лет находятся под контролем печально министра”.
С 1 августа 2019 бойцы Национальной гвардии Украины обеспечивают охрану общественного порядка в составе самостоятельных пеших патрулей в городах по всей Украине.