5 лет назад, 21 февраля 2014 го, Верховная Рада вернула в действие Конституцию 2004 года. Решение поддержали 386 нардепов.
“Верховная Рада получит полномочия на назначение правительства, всех членов кабмина, влияние на охранную, судебную и другие ветви власти. ВР перестанет быть подразделением Администрации президента. Сможет реализовать то, на что полагается Майдан и требует украинский народ – права и справедливости”, – заявил тогда Арсений Яценюк.
Этим голосованием отменили более 80 законодательных актов 2010-2011 года, которые наделяли президента чрезмерными полномочиями. 30 сентября 2010 Конституционный суд отменил действие конституционной реформы 2004 года. Такое решение оппозиция назвала переворотом.
Уместно ли сейчас менять основной закон Gazeta.ua спросила у экспертов.
Владимир Фесенко, политолог:
“Конституцию критикуют за то, что она не работает. Нормы есть, но они декларативные. Вторая проблема – противоречие между институтами власти – президентом, правительством, парламентом. Есть идея перейти к парламентской республике. Дискуссия отражает кризис эффективности действующей Конституции. Закон это одно, а выполнение – другое. Мало написать хорошую Конституцию.
Основной заккон можно использовать как элемент продвижения своих целей. Те же изменения по НАТО и ЕС можно было принять год или два назад. Они сейчас не делают нас ближе, но важны как предохранитель от изменения курса. Но проголосовали эти изменения сейчас, потому что президент будет их использовать. Другие кандидаты предлагают свои изменения, потому что надеются на дополнительные голоса.
Для того, чтобы перейти к парламентской форме правления, нужен консенсус. Сейчас такого нет. Возможно, в новой Раде этот вопрос поднимется “.
Вадим Карасев, политолог:
“Украине нужен новый общественный договор. У нас было два майдана, где большую роль сыграло гражданское общество. А Конституция, принятая еще в 1996 году, является скорее пактом постсоветских элит. Президентская группа отстаивала свою часть, парламентская – свою, группа бизнеса – свою . Каждый взял свой процент власти от системы. Это напоминало закрытое акционерное общество. Надо начинать с большой политической реформы. Надо говорить и об избирательной системе, от которой зависит качество парламентаризма. Нужна реформа партий, где будет внутренняя демократия. Нужно убрать остатки деспотической власти президента из Конституции. Поднять этот вопрос сможет уже новая ВР.
В Британии нет конституции, есть система договоров, но там есть парламентаризм. У нас есть Конституция – но нет парламентаризма. Нужно структурное обновление государства. Есть проблемы Крыма и Донбасса – на каких условиях их возвращать, на каких условиях двигаться в НАТО и ЕС. Это может решить новый общественный договор.
Сейчас центром власти стала Администрации президента. Там решаются стратегические вопросы. Хотя этот орган избирает сам председатель государства, он не подотчетен. Конституция себя исчерпала. Пока не будет системной реформы, все будут искать козла отпущения “.
Алексей Панич, философ
“К изменениям в Конституцию нужно подходить осторожно. Если ослабляем или усиливаем парламентскую ветвь на фоне президентской, надо просчитать все последствия. Настраивать Конституцию настолько сложно, насколько пользование компьютером сложнее пользования молоком. Имеем не столь оптимальную Конституцию, но двигаться надо осторожно. Нужны точечные изменения.
Мы живем по этой Конституции, проводим выборы, парламент работает как может. Значит она работает. Можно спорить относительно избирательной системы, но это вовсе не вопрос Конституции. Те, кто предлагают новые Конституции, пишут их под себя. Это избирательный лозунг, за которым ничего не стоит. Так же как и предложения написать новый общественный договор – его никто не пишет и не подписывает, это не сделка. Это устоявшиеся неписаные правила взаимодействия. На эти лозунги можно купить легковерный электорат, поэтому вопрос часто поднимают перед выборами. В условиях войны вмешивается еще один фактор – обороноспособность. И надо на это обращать внимание”.
7 февраля Верховная Рада приняла в целом изменения в Конституцию относительно курса Украины на членство в Европейском Союзе и НАТО. 19 февраля на специальном заседании парламента президент Петр Порошенко подписал этот закон.