Проект закона о реформировании Службы безопасности Украины, подготовленный народными депутатами, ослабит безопасность страны в случае его принятия, поэтому его надо доработать.
Об этом заявил председатель СБУ Иван Баканов в интервью “Интерфакс-Украина”.
“Я поддерживаю реформу, если в нее вкладывается желание сделать из Службы сверхсовременную структуру, с лучшими специалистами и техническими возможностями, которые смогут помочь эффективно нейтрализовать угрозы безопасности.
Оценивая законопроект, который был зарегистрирован в октябре парламентским комитетом по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки, лично я наблюдаю обратное. Этот текст настолько далек от первого варианта, представленного президентом, что комитет даже убрал его из авторов”.
Вопрос реформирования спецслужб стал слишком политизированным, и нельзя исключить влияния враждебных спецслужб на этот процесс, уверяет руководитель СБУ.
“К сожалению, вопрос реформы СБУ действительно стал слишком политизированным. Не удивлюсь, если на этот процесс пытаются влиять и враждебные спецслужбы. Подорвать доверие ко всему сектору безопасности и обороны еще на этапе реформы, а заодно и боеспособность военных – тоже спецоперация. Участникам дискуссии нужно это понимать и уметь вовремя остановиться”.
Лишение СБУ функций досудебного расследования и передача их полномочий другому органу повлечет не только дублирование компетенций, но и сделает невозможным надлежащее расследование, поскольку дела, которые имеет в своем производстве Служба безопасности, имеют свою специфику, заметил Баканов.
В новом проекте закона СБУ полностью отстранено от “экономических преступлений”, пояснил председатель Службы безопасности.
“Законодатели пошли механическим путем – изъяли из задач, функций и полномочий все положения, касающиеся экономики. Никто даже не вспомнил ни объектов критической инфраструктуры, ни о способах установления транснациональными корпорациями контроля над стратегическими предприятиями и ликвидными секторами экономики”.
Новый документ разрушает систему борьбы с оргпреступностью, и опасность такого подхода заключается в том, что оргпреступность используют иностранные спецслужбы для разведывательно-подрывной деятельности против Украины.
“Это и финансирование терроризма и сепаратизма, и коррупционное проникновения агентуры в государственные органы”, – подчеркнул Баканов.
Он также отметил, что в законопроекте четко прослеживается желание ограничить конституционное право президента выбирать кандидатуру на должность главы СБУ и право Верховной Рады утверждать эту кандидатуру по его представлению.
По мнению главы СБУ, законопроект нуждается в доработке, поскольку “от защиты государственной безопасности в нем мало что осталось”.
В мае Верховная Рада отправила в комитет на повторное первое чтение законопроект “О внесении изменений в Закон Украины” О Службе безопасности Украины “относительно усовершенствования организационно-правовых основ деятельности Службы безопасности Украины”.
В октябре нардепы подали в ВР доработанный законопроект о реформе СБУ.
Авторы предлагают ликвидировать специальные подразделения СБУ по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, передать функции досудебного расследования СБУ в Государственный бюро расследований, сокращение численности и демилитаризацию Службы, исключение контрразведывательной деятельности.