Заместитель руководителя Офиса президента Олег Татаров солгал об отсутствии законопроекта в его защиту от Национального антикоррупционного бюро. Об этом сообщил Центр противодействия коррупции
По информации общественной организации, в Офисе президента дали указание готовить законопроект, который позволит защитить Татарова и легитимизировать схемы по передаче его дела от Национального антикоррупционного бюро в СБУ.
“Однако Татаров открещивается от этого законопроекта и называет его фейком”, – отметили активисты в опубликовали текст законопроекта и его анализ.
“Полученные нами документы свидетельствуют, что к процессу разработки законопроекта в защиту Татарова от НАБУ была вовлечена генпрокурорка. Ирина Венедиктова дала своим заместителям официальное поручение внести предложения к нему. Они, а также целый ряд структурных подразделений, это сделали. Все это зафиксировано официальными документами Офиса генерального прокурора”, – сообщили в организации.
Новации в законопроекте прямо противоречат взятым Украиной обязательствам. Исключительная подследственность НАБУ по топ-делам, право на международное сотрудничество и гарантии невмешательства в работу были условиями сотрудничества с МВФ, Европейским Союзом и поддерживались США, отмечают в ЦПК.
По словам активистов, самое вредное изменение касается подследственности НАБУ, перечень дел, которыми должно заниматься бюро. Исключительную юрисдикцию НАБУ размывают, добавляя мелкую коррупцию.
Сегодня подследственность НАБУ – это коррупционные преступления (злоупотребление властью, принятие неправомерной выгоды, хищения, отмывание и другие) при условии, что эти преступления совершены или топ-чиновником, или размер предмета преступления или вреда от него превышает 1 млн 135 тыс. грн.
Но в ОП предлагают убрать условия подследственности касательно топ-фигурантов и суммы преступления. На практике это означает, что НАБУ придется заниматься бытовой коррупцией, то есть взятками, например, патрульных полицейских или чиновников в сельсоветах.
Такое размытие функционала противоречит целям, для которых НАБУ создавалось. При таких обстоятельствах бюро с штатной численностью в сотни раз меньше других органов придется тратить время на мелкие преступления.
Максимальная численность НАБУ – 700 человек, из которых детективов лишь 246, тогда как в ГБР это 1 600 человек, в полиции, которая сейчас занимается бытовой коррупцией, 140 тыс. человек. Учитывая статистику, нагрузка на детективов НАБУ и прокуроров САП увеличится более чем в 10 раз, а времени на расследование топкорупции просто не останется, заявляют в ЦПК.
Также генпрокурору хотят предоставить право забрать в НАБУ любое дело.
Любые дела НАБУ, такие как злоупотребление в “Приватбанке” или “Роттердам +”, можно будет забрать в НАБУ одним решением генпрокурора, отмечают активисты.
Еще одно предлагаемое изменение – изменение подсудности Антикоррупционного суда. Сейчас подсудность ВАКС определена четким перечнем статей и шире, чем дела НАБУ. В тоже время в законопроекте предлагается просто переписать, что ВАКС занимается только теми делами, что и НАБУ.
28 декабря суд по избранию заместителю руководителя ОП меры пресечения перенесли, потому что не появились прокуроры.
Олегу Татарову сообщили о подозрении. По данным Национального антикоррупционного бюро, заместитель руководителя ОП – в прошлом должностное лицо государственной компании “Укрбуд” – может быть причастен к даче взятки за выдачу недостоверного письменного заключения судебного эксперта по делу о завладении 81 млн грн Национальной гвардии.
НАБУ открыло уголовное производство из-за возможного незаконного вмешательства генпрокурора Ирины Венедиктовой в дело.
В начале декабря СМИ сообщали, что НАБУ и САП подготовили подозрение заместителю руководителя Офиса президента Олегу Татарову, но генеральный прокурор Ирина Венедиктова отстранила 4 прокуроров, которые вели это дело.