Государство владеет 3332 предприятиями. Из них 802 прибыльные. Это 24% всего количества, говорится в исследовании “Европейской правды”.
– Государство – плохой собственник, – комментирует эти данные экономист 58-летний Владимир Дубровский. – Говорят, что госпредприятия – общенародная собственность. Но это только номинально. Народ не контролирует государство, а оно не влияет на директоров. А в их руках – власть и деньги еще с советских времен. Могут делать, что угодно.
Неработающие предприятия имеют активы – помещения, например. Сдают их за наличные бизнесу и неплохо живут. Поэтому и сопротивляются приватизации, даже если хронически убыточны.
Государство может быть эффективным собственником?
– Такое редко бывает и не в нашей стране. Но даже в Европе госпредприятия проигрывают частным владельцам. Есть французская автомобильная компания “Рено” (почти 58% акций – у частных владельцев. Контрольный пакет акций 15,01% и право решающего голоса принадлежит правительству Франции. – ГПУ). По сравнению с конкурентами – не слишком успешна. Выживает за счет дешевых государственных кредитов. При этом работает на рынке, там соблюдают правила корпоративного управления – чтобы государственный чиновник не вмешивался в бизнес.
У нас 11 тысяч государственных и коммунальных предприятий, директоров туда назначали чиновники, которые имеют долю от теневых доходов. Если производство имеет доход, его выводят, а показывают только убытки.
Почему крупные государственные предприятия – Нафтогаз, Укрзализныця, Укрпочта, которые были прибыльными, в последние годы ушли в минус?
– Все эти компании работают на рынках, где есть государственный контроль. Но их доходность и убыточность в значительной степени искусственная. Показательна история с Нафтогазом. Когда газ в мире был дешевый, у нас установили на него фиксированную достаточно высокую цену. И компания была прибыльной. Также была победа над Газпромом (в 2018 году Нафтогаз выиграл у российского Газпрома в Стокгольмском арбитражном трибунале $ 2,56 млрд – ГПУ). Теперь газ подорожал, правительство начало контролировать цены, Нафтогаз стал убыточным.
Премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что в августе стартует большая приватизация. От нее планируют получить 12 миллиардов гривен. Эти планы реалистичны?
– Приватизация может помочь. С одной стороны, правительство заинтересовано провести ее на открытых аукционах. С другой – хотят получить много денег в бюджет. Сейчас благоприятная ситуация на международных рынках – цены на наши предприятия могут быть высокие.