Партии идут в тень – политолог об избирательных фондах

Политические партии по итогам парламентских выборов указали в своих финансовых отчетах не все потраченные средства. Часть из них осталась в тени.

Так окончательные финансовые отчеты партий прокомментировал для Gazeta.ua политолог Петр Олещук.

“Партии идут “в тень”, потому что не могут объяснить, откуда у них деньги. Никто из них не существует на членские взносы, а те, кто их привлекают, не могут ими покрыть свои расходы. Вторая причина – это политические технологии в Украине, которые предусматривают теневое финансирование. Никто же не будет показывать, сколько денег они выбросили на подкуп, на “карусели” (метод фальсификации в день выборов – Gazeta.ua) “, – объясняет эксперт.

“Кампания предусматривает значительно большие затраты”, – добавляет он.

Предотвратить теневое финансирование можно благодаря усилению работы Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, которое должно проверять расходы и поступления партий, добавляет Олещук.

Впрочем использования значительных средств на выборах было неэффективным для партий, которые не имели стратегического месседжа, указывает политолог.

“Традиционно у нас деньги шли на “засевания округов”, то есть формы помощи на грани подкупа, и рекламу. Опыт этой кампании показал – даже серьезные деньги неэффективны, если нет стратегического месседжа “, – говорит он.

Рекламу – на которую партии во время кампании потратили больше всего денег – Олещук называет вспомогательной предвыборной технологией. Она напоминает о политической силе избирателю и показывает серьезность намерений партии.

“Реклама может очень кратко напоминать месседжи кампании, но не может ее подменять. Если они не находят отклика среди аудитории, то можешь хотя бы все залепить рекламой – это тебе не поможет “, – добавляет кандидат политических наук.

Эффективно рекламу удалось использовать “Слуге народа”, а “Радикальная партия”, которая потратила на кампанию на 3 миллиона менее, не вписалась в политическую реальность.

“В свое время Ляшко смог победить за счет своего эпатажа. Он обещал старых политиков привлечь к ответственности всех наказать. В этой нише он себя показал не лучшим образом, поэтому общество начало искать на нее других претендентов – преимущественно среди “Слуги народа”.

Ранее на сайте ЦИК обнародовали окончательные финансовые отчеты партий.

“Слуга народа” в своем избирательном отчете зафиксировала 114,7 грн избирательного фонда. “Голос” задекларировал 105, 7 млн грн, “Европейская солидарность” – 99,5 млн грн, “Батькивщина” – 87,2 млн грн. Наименьшим из парламентских партий был фонд в “Оппозиционный платформы – За жизнь” – 65, 6 млн грн.

Больше всего денег партии традиционно тратили на рекламу, в частности на телевидении. Несколько меньше на наружную рекламу.

Читайте також