Президентство Тимошенко – шанс для нового начала и прогрессивного развития страны – аналитик Атлантического Совета

“Многие западные наблюдатели хотели бы смены руководства Украины после президентских выборов 2019 года. Наиболее вероятным сценарием является избрание Тимошенко президентом и значительное увеличение представительства ее партии в парламенте – она ​​побеждает в опросах со значительным отрывом.

Западу уже сейчас необходимо готовиться к такому развитию событий. Перспективу прихода Тимошенко к власти следует рассматривать как шанс для нового начала, улучшения отношений и прогрессивного развития страны в целом.

Определенные аспекты ее текущей позиции и карьеры могли бы послужить отправной точкой для такого дальновидного подхода. Прежде всего, Тимошенко стала бы первой в восточнославянском мире женщиной-президентом. Это само по себе будет заслуживающим внимания достижением в контексте традиционалистской культуры православной христианской цивилизации, а также неосоветских моделей поведения, которые исторически не слишком поддерживают власть женщин. Тимошенко уже сломала барьеры, когда в 2005 году стала первой женщиной-премьер-министром, а ее избрание на президентский пост было бы огромным шагом вперед по гендерному равенству на всем постсоветском пространстве.

Во-вторых, за последние 20 лет Тимошенко удалось построить прозападную партию под названием “Батькивщина”. Создание этой организации укрепило украинскую демократию. В отличие от большинства других политических проектов в Украине у “Батькивщины” есть функционирующие региональные и местные ячейки, которые более или менее равномерно распространены по всей территории Украины. Ее фракция присутствует в украинском парламенте на протяжении многих лет, а сама партия является членом-наблюдателем Европейской народной партии, альянса христианско-демократических партий ЕС. “Батькивщина” популярна не только через личность Тимошенко, но и из-за своих социально-экономических инициатив.

Иными словами, она ближе к западной политической партии, чем к постсоветскому “политически-технологическому” проекту или псевдопартии, которых в Украине было много с 1991 года.

В-третьих, Тимошенко отличается от старой гвардии постсоветских назначенцев. Она имеет опыт работы в правительстве во времена Леонида Кучмы. Но при этом в 2001 году он же бросил ее в тюрьму. Когда Порошенко при Януковиче занимал должность министра в 2011-2012 годах, она в это время, опять же, сидела за решеткой. Сами по себе эти заключения нельзя считать рекомендациями, однако они указывают на то, что она из другого материала, чем Кучма, Ющенко, Янукович и Порошенко, ни одного из которых ни разу не арестовывали за всю их политическую карьеру. Можно сказать, что два ареста Тимошенко как оппозиционного политика скорее свидетельствуют о страхе ее оппонентов перед ее решимостью, чем о каких-то чрезвычайных проступках.

Наконец, в последние месяцы Тимошенко и ее партия провели ряд хорошо организованных конференций под названием “Новый курс”, которые предусматривали широкое участие и плюралистические дискуссии. Сравнительная открытость этих событий была проиллюстрирована инцидентами, когда незапланированные спикеры спонтанно брали слово без всяких препятствий. На этих встречах звучали содержательные речи и происходили интерактивные дебаты, которые содержали много инновационных (даже если иногда и полусырых) подходов. На них также приглашали большое количество активистов и специалистов, которые не принадлежат к “Батькивщине”. На самом деле, конференции “Нового курса” представили так много новаторских планов, что политическим экспертам их трудно полностью переварить.

Тимошенко критикуют за ее популизм, масштабные социальные программы и неуступчивость во время парламентских дискуссий. Хотя на самом деле такое поведение вполне традиционно для западных оппозиционных партий, которые не находятся у власти. А учитывая то, насколько узкое пространство для действий имеет любое украинское правительство, правительство Тимошенко будет сотрудничать с МВФ, Европейским Союзом и другими международными организациями вполне продуктивно.

Иностранные дипломаты и украинские активисты должны уже сейчас понять, как будущая президентская администрация Тимошенко будет проталкивать необходимые изменения через распущенный олигархами парламент, охваченное коррупцией правительство и враждебную к реформам бюрократию. Но они должны помнить, что среди последовательных поступков Тимошенко в качестве премьер-министра в 2005 году был просмотр проблемной приватизации и прозрачная реприватизация крупнейшего металлургического комбината в Украине “Криворожсталь”, который позже превратился в “АрселлорМиттал Кривой Рог”. Этот поступок может свидетельствовать о том, что Тимошенко может быть более серьезно настроена на уменьшение олигархического влияния в Украине, чем Порошенко”.

Перепечатка материала с сайта Атлантического Совета Atlantic Council.

Читайте також